762

Вековой успех. «Сельская честь» вошла в золотой оперный репертуар

"Аргументы и факты" в Беларуси № 17 25/04/2017
Премьера - 30 апреля.
Премьера - 30 апреля. АиФ

 

Немного истории

В 1888 году крупное миланское издательство объявило конкурс одноактных опер. По условиям три лучшие оперы должны были быть поставлены в Риме за счет организаторов. Пьетро Масканьи узнал о конкурсе за два месяца до окончания регистрации и попросил своего лучшего друга, поэта и преподавателя литературы в Ливорно Джованни Тарджиони-Тоцетти помочь с либретто, за которое он и его коллега Гидо Менаши взялись с энтузиазмом. Они выбрали одноактную пьесу «Сельская честь» итальянского писателя, мастера литературного реализма Джованни Верга, который написал ее на основе собственного небольшого одноименного рассказа. Пьеса отличается максимальной концентрацией действия, сюжета, что, несомненно, было особенно привлекательным для композитора. Вся работа была завершена в последний день подачи произведений на конкурс.

Из 70 представленных на конкурс опер выбрали три лучшие, среди которых была и «Сельская честь». 17 мая 1890 года в театре «Костанци» в Риме состоялась премьера, прошедшая с триумфальным успехом, после которой двадцатишестилетний Пьетро Масканьи проснулся знаменитым. Через несколько лет он стал одним из самых успешных итальянских композиторов, получил известность и прочное общественное положение.

Веризм

В конце XIX - начале ХХ века Европа переживала крупнейшую социальную революцию. Простые люди получили более широкий доступ к образованию и к другим сферам, даже услуги транспорта и связи больше не были исключительной прерогативой элиты. В результате социального прогресса стал менее актуальным романтизм в искусстве с его возвеличиванием и изображением знати в роскошных либо экзотических декорациях. В литературе, визуальных, драматических искусствах и музыке авторы начали изображать повседневную жизнь простых людей - крестьян или представителей зарождающегося среднего класса.

В итальянском искусстве эта трансформация в идеологии в первую очередь коснулась оперы и получила название «веризм» (vero по-итальянски означает «истинный», «правдивый»). Самыми известными представителями веризма были композиторы Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло и Джакомо Пуччини, они стремились передать в своих произведениях жизнь современного им итальянского общества, поднимали острые социальные вопросы, старались изобразить всю глубину человеческих чувств.

«Сельская честь» - первый в истории законченный образец веристской оперы. Успех сочинения был неслучаен. Утомленная ходульными сюжетами и напыщенностью романтических и псевдоромантических опер, Италия жаждала увидеть в театре реальную жизнь, близкую и понятную обычным людям. Заменив полубогов и аристократов простыми крестьянами, бутафорские страсти - глубокими, подлинно человеческими чувствами, веристы откликнулись на запросы эпохи, требовавшей от художников искренности и правдивости, естественности и простоты.

Как отметил дирижер-постановщик Виктор ПЛОСКИНА, опера «Сельская честь» Пьетро Масканьи давно вошла в золотой оперный репертуар: «Невероятный успех этого философского по содержанию и остросовременного по форме произведения был обусловлен удивительной силой выражения человеческих страстей, яркими запоминающимися музыкальными темами и захватывающей интригой. Опера более ста лет с успехом идет во всех театрах мира - и в этом оценка значимости данного произведения. Возвращение к этому музыкальному материалу для меня очень дорого и ценно. Я уверен, что получился красивый, эмоциональный спектакль. Думаю, что опера «Сельская честь» должна быть в афише любого театра, потому что это одно из тех базовых произведений, на которых держится репертуар».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно