6466

Новый «Онегин». На сцену вернулась известная опера

№ 25 от 20 июня 2012 года 20/06/2012

Дирижер-постановщик нынешнего спектакля-возобновления - народный артист Беларуси Александр Анисимов, режиссер редакции - Александр Прохоренко, хормейстер-постановщик - народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник-постановщик - Дмитрий Мохов.

На белорусской сцене состоялось пять постановок «Евгения Онегина». Эта опера была первым произведением русской классики, поставленным в 1933 году на сцене нашего театра, и затем неоднократно представала в разных дирижерских интерпретациях, и режиссерских версиях. Нынешний спектакль, новая редакция которого представлена в Большом театре, создан в 1986 году. В первой постановке блистали ведущие мастера белорусской сцены.

По словам народного артиста Беларуси, заслуженного деятеля искусств России, главного дирижера Национального симфонического оркестра Республики Беларусь Александра АНИСИМОВА, с партитурой «Евгения Онегина» ему приходилось общаться неоднократно:

- И каждый раз я с трепетом открываю страницы и с огромной радостью вспоминаю каждую постановку. Например, в Мариинском театре мне довелось поработать в спектакле «Евгений Онегин», который ставил Юрий Темирканов. Я бесконечно счастлив, что застал постановку Бориса Покровского в московском Большом театре - фантастический спектакль, который великий режиссер ставил еще в 1940-е годы. Уже позже мне довелось ставить «Евгения Онегина» с Вилли Деккером в Опера Бастиль. Получился очень интересный и успешный спектакль. Потом была постановка в барселонском оперном театре Лисео с режиссером Питером Канвичным и с ним же - в Токио, где все роли пели японцы на блестящем русском языке. И, наконец, были спектакль в Ростове, который мы ставили с Сусанной Цирюк, и спектакль в Перми - с Георгием Исаакяном.

На фоне такого большого опыта общения с этой партитурой мое возвращение к ней в нашем театре - это очень интригующая и интересная ситуация. Как музыкант, я весьма амбициозный человек, но глубоко убежден, что самые большие амбиции заключены в партитуре. И если мы их можем реализовать - значит, честь и хвала всем, кто будет занят в этой работе.

Новые акценты

- Мы делаем новую редакцию оперы с некоторыми новыми акцентами,  - говорит режиссер Александр ПРОХОРЕНКО. - Работаем вместе с известным сценографом Дмитрием Моховым. Он создал прекрасную колористику, а через колористику - атмосферу и дух спектакля - светлый, воздушный, пространственный, легкий, лирический. Поскольку уже существуют сценография и сценическое пространство, моя задача как режиссера оживить это пространство. Поэтому больших изменений в плане мизансцен не будет… Если роман в стихах Пушкина - это «энциклопедия русской жизни», то Чайковский, безусловно, сосредоточился на лирической составляющей произведения. Опера «Евгений Онегин» вся посвящена любви, наполнена светом, теплом и глубокой тревогой по поводу бережного отношения к этому чувству.

Художник-постановщик Дмитрий МОХОВ в свою очередь поделился, почему ставится новый спектакль:

- Потому что, во-первых, повторить предыдущий полностью невозможно, во-вторых, у нас другой режиссер, в-третьих, это не реставрация, хотя изобразительная концепция не меняется. Мы не успели воплотить очень многие сценографические идеи, когда готовили постановку в 1985 году. Эскизы, по которым мы сейчас работаем, неоднократно были представлены на международных выставках в Будапеште, Берлине, Лондоне, Праге. Я убежден, что Чайковского разумнее ставить, полностью придерживаясь классического варианта сценографии.

Подготовила
 Ирэна КНЯЖИНСКАЯ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно