Один из организаторов выставки, историк Роберт ЛАТЫПОВ из Перми отметил: «Именно в школьных учебниках концентрируется национальная память, которую государство и общество передают молодому поколению. Посетителям выставки представляется уникальный шанс ознакомиться с тем, как историю об одних и тех же важных событиях преподают и трактуют в разных странах».
Интернациональная команда авторов проекта проанализировала огромное количество текстов: 6 российских учебников истории, 7 литовских, 3 итальянских, 4 немецких. «Но надо понимать, что с течением времени политическая конъюнктура и подходы к историческим событиям меняются, поэтому меняются и учебники, в частности, истории. И это нормально. Например, в начале 2016 г. в школы поступили новые партии учебников, которые не вошли в экспозицию», - сказал Роберт Латыпов.
Идея проекта
Выставка уже демонстрировалась в ряде стран, например, в Чехии. Посол Чешской Республики в Беларуси Милан ЭКЕРТ, говоря об идее проекта, подчеркнул: «Я верю, что сравнение одних и тех же исторических событий с разных точек зрения может, хотя и не обязано, помочь лучшему пониманию недавнего прошлого так, как его рассматривают в разных странах и интерпретируют в учебниках истории. Важно, однако, что мы можем сравнивать, размышлять и, прежде всего, не забывать о том, что история принадлежит всем нам - как сегодня, так, в первую очередь, и в будущем».
Понятный опыт
Посол Федеративной Республики Германия в Беларуси Петер ДЕТТМАР на открытии выставки обратил внимание, какую важную роль играют школьные учебники в научном, политическом и образовательно-практическом аспекте благодаря их сжатому и каноническому характеру. «Так как школьные учебники содержат знания, которые одно поколение стремится передать другому, они зачастую становятся политическим инструментом либо могут им стать, - сказал дипломат. - Школьные учебники могут поддерживать вражду и предрассудки и в то же время способствуют примирению и взаимопониманию». По мнению Петера Деттмара, различные воспоминания иногда разделяют нации и народы вместо того, чтобы объединять их. «Опыт, с которым связаны воспоминания, должен быть понятен и тому, кто такого опыта и таких воспоминаний не разделяет, - считает дипломат. - Память о болезненном опыте прошлого часто создает барьеры для совместных действий. Обмен воспоминаниями, прежде всего противоречащими друг другу, должен установить взаимопонимание и на этой основе открыть перспективу для общего будущего». Посол также рассказал о том, что в Германии небольшую нишу в ассортименте школьной литературы занимают учебники, созданные авторскими коллективами смешанного национального состава, но при этом они имеют высокую инновационную значимость.
Совместные усилия
О важности совместной работы в области истории сказал и первый советник посольства Республики Польша в Беларуси Мартин ВОЙТЕХОВСКИ: «В 2006 году по инициативе министров иностранных дел Польши и Германии была выдвинута идея о создании совместного польско-немецкого учебника истории: его первый том «Европа - наша история» был представлен в июне 2016 г., всего планируется издать 5 томов, над чем сейчас работают ученые. Благодаря совместным усилиям Польши и России несколько лет назад было напечатано прекрасное монументальное и актуальное издание про польско-российские отношения ХХ века. Есть опыт работы и с другими странами, в том числе с Беларусью».
Краткий анализ преподавания истории военного периода…
…в России
Ученики должны понимать роль СССР во Второй мировой войне, включая знания об основных этапах и крупнейших сражениях. Программа включает изучение вклада СССР в освобождение Европы и роли советского генерала Георгия Жукова; советского тыла в годы войны; партизанского движения, роли СССР в антигитлеровской коалиции, итогов Великой Отечественной войны.
…в Польше
В соответствии с учебной программой базового уровня Вторая мировая война изучается в рамках как мировой, так и польской истории. От учащихся требуется понимание общего исторического контекста: хода войны, Холокоста, значения Ялтинской, Потсдамской, Тегеранской конференций. Они также должны уметь оценивать политику союзников в отношении Польши, польское и еврейское Сопротивление.
…в Германии
Все учебники стремятся развивать способность учащихся делать самостоятельные выводы и формировать собственное мнение, взвешивая и анализируя различные точки зрения на вопрос. Например, пропагандистские «мирные» речи Гитлера противопоставляются его тайным выступлениям и письмам. Анализ преступлений вермахта проводится на основании свидетельств жертв. Сопоставляя различные объяснения возникновения нацизма, ученики должны составить собственное независимое мнение на основе проведенного анализа.
…в Чехии
История преподается не как простое описание событий и их последствий, а так, чтобы ученики в первую очередь учились задавать вопросы. Цель обучения - не столько в презентации неизменного набора исторических фактов, сколько в воспитании исторической грамотности учеников и, как следствие, в сохранении непрерывности исторической памяти, особенно это касается новейшей истории.
…в Литве
Стандарт, установленный Общими программами для начального и среднего образования, предполагает, что учащиеся приобретают знания и аналитические навыки, помогающие определить причины и отличительные особенности Второй мировой войны; сформировать собственное понимание преступлений против человечности, совершенных во время войны, в особенности Холокоста.
…в Италии
Темы, обязательные для изучения в рамках курса истории в выпускном классе школы: формирование западного общества; эпоха Джолитти; Первая мировая война и ее последствия; Октябрьская революция и СССР - от Ленина до Сталина; фашизм; кризис 1929 г., его влияние на США и другие страны; нацизм; Холокост и другие акты геноцида в ХХ веке; Вторая мировая война; история Италии от фашизма до Сопротивления, установление республиканской демократии.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть