Хирург, ученый и педагог Александр Владимирович Шотт на протяжении долгих лет развивал белорусскую медицину. О его жизненном и профессиональном пути «Аргументам и фактам» рассказывают его родственники, коллеги, ученики и друзья.
Сегодня мы беседуем с к.м.н., доцентом Павлом НЕВЕРОВЫМ.
- Я более тесно познакомился с Александром Владимировичем, когда в 2006 году поступил на кафедру в должности аспиранта. Однако наше с ним заочное знакомство произошло гораздо раньше. Моя бабушка и он – односельчане. Насколько мне известно, в деревне Демидовичи, откуда родом и был Александр Владимирович Шотт, о нем всегда отзывались положительно. Назвали умным человеком, многие видели в нем большой потенциал. Я близко с ним тогда не контактировал, однако моя бабушка работала директором в сельской школе, в которой Александр Владимирович подрабатывал (преподавателем младших классов. – Прим.).
Еще будучи студентом, я попал к нему на экзамен. Не знал, был ли он в курсе того, что моя бабушка с ним знакома, или нет. Сам я этого афишировать не хотел, чтобы не «нарываться» на возможное более благосклонное отношение педагога ко мне. Однако Александр Владимирович все знал и без моих рассказов. Но этот факт не обеспечил мне никакой благосклонности с его стороны. На экзамене он меня опрашивал на протяжении двух часов. Для сравнения – обычно ответ по билету длится 20 минут. Я получил тогда наивысшую отметку, а преподаватель после признался, что знаком с моей бабушкой. Более того, после экзамена он сам доложил ей, что тщательно проверил мои знания. Уверил ее, что я все хорошо знаю. Кстати, хочу подчеркнуть еще один момент в педагогической деятельности Александра Владимировича. Когда студенты сдавали экзамен Шотту, то он не только проверял их знания, но и оценивал их педагогов, которые обучали будущих специалистов. Насколько мне известно, если ему на экзамене несколько студентов подряд ответили плохо, то он серьезно разговаривал после именно с их преподавателем.
Ну а далее, как и сказал, я начал работать аспирантом. В Александре Владимировиче я увидел большую целеустремленность и талант показать путь решения любой проблемы. Столкнувшись с трудностями в работе (не только в своей), он посидит, подумает (бывало и не один день), вернется к тебе и укажет на возможность решения проблемы. И все эти указания и советы преподносились аккуратно и спокойно. Этот человек никогда не спешил, объяснял все без криков, без лишних нервов. Если у кого-то из его сотрудников что-либо не получалось, то он всегда был рад помочь.
Замечу, что у Александра Владимировича был колоссальный педагогический талант. Он никогда не подсказывал готовых решений, хотел, чтобы человек сам думал, сам развивался, сам приходил к правильным выводам. И если к нему за советом шли его коллеги – никто никогда без помощи от него не уходил. Все равно какая-то идея рождалась, какой-то важный и ранее не замеченный нюанс после беседы становился ясен. Так было и в моей работе с ним.
Отмечу, что Александр Владимирович помогал своим коллегам и поддерживал их даже в личных вопросах. Например, в период рождения моих детей я занимался научной деятельностью. И, к сожалению, времени на написание научной работы порой просто не хватало. И Шотт комментировал это так: «Семья – это, конечно, штука полезная, но ты попробуй, чтобы и тут, и тут все успеть. Старайся». В его словах всегда были теплота, сопричастность, сочувствие. Однако в это же время своей, так скажем, мягкой силой он напоминал тебе, что не нужно забывать про служение своему делу.
Многие, как и я, испытывали чувство уважения и к заслугам этого человека, и к его человеческим качествам. Его всегда окружала невероятная аура: после одной беседы с Александром Владимировичем ты чувствовал себя обязанным сделать то, о чем он тебя попросил. И ему для этого не нужно было повышать голос, из-за чего возникало чувство, что ты хоть разбейся, но все же выполни пожелания Александра Шотта в своей работе.
Насчет его врачебной практики отмечу: он всегда был очень внимателен к больным, всегда мог поговорить с пациентом о чем-нибудь, посмеяться, улыбнуться. Однако по-отечески Александр Владимирович к пациентам не относился, больше с сопереживанием, серьезно и тщательно подбирая подход к их лечению, к чему привлекал и лечащего врача. Вот, например, он всегда внимательно слушал доклады о больных и, даже если были какие-то недочеты в лечении, не отчитывал прилюдно. Только после выхода из палаты мог более жестко поговорить с лечащим врачом: мол, вот тут я тебя спрашиваю, а ты плохо знаком с историей болезни, подсматриваешь, а так нельзя, все нужно знать.
Александр Владимирович Шотт всегда хотел, чтобы все медицинские сотрудники относились к больным очень и очень внимательно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть