26-летний Роберт СИМОНЯН из Червеня, несмотря на то что с маленькой увеличительной лупой почти не расстается, живет обычной жизнью: катается на велосипеде, играет в театре и выступает в вокально-инструментальном ансамбле.
И очень хочет своим примером показать, что и с таким диагнозом, как у него, можно чувствовать себя полноценным человеком.
У Роберта вторая группа инвалидности — острота его зрения составляет всего 8–10 процентов. Он появился на свет с катарактой, помутнением хрусталиков глаз. К сожалению, болезнь наследственная. Такой же диагноз был у мамы и у бабушки молодого человека. А вот родной брат Роберта видит отлично, работает машинистом подвижного состава белорусской железной дороги.
Несмотря на инвалидность, ребенок учился в обычной, не специализированной школе-интернате.
– Общаясь с другими ребятами, которые учились в специализированных школах-интернатах, я замечал, насколько мы разные. Они замкнуты, смотрят на этот мир иначе. Я же совсем другой. И за это хочу сказать спасибо своей маме. Она в свое время училась в школе-интернате. И знала, что это такое. Поэтому я смог посещать обычную школу с обычными детьми. Так что мне повезло, — говорит Роберт.
Конечно, слабовидящему ребенку учеба давалась сложнее, чем остальным.
– Где-то родители помогали, где-то я сам справлялся. Зная свою особенность, я больше информации воспринимал на слух, запоминал. То есть включался другой ресурс. Когда нужно что-то написать, приходилось помучиться с «глазиком» — увеличительным стеклом. Точные науки мне давались с трудом. А вот, например, по литературе, истории, обществоведению обычно получал высокие оценки. Это и определило мой дальнейший выбор профессии.
В «цифре» есть все!
После окончания школы Роберт уехал в Минск, где поступил на исторический факультет БГУ.
У слабовидящего студента были свои лайфхаки во время обучения – на помощь людям с ослабленным зрением приходят современные технологии. Уже нет необходимости конспектировать лекции. Роберт сразу набирал их на ноутбуке слепым методом (набор текста, позволяющий печатать, не глядя на клавиши клавиатуры).
Также во время учебы в вузе молодой человек активно пользовался компьютерной программой, которая озвучивает текст. Роберт скачивал электронные версии книг, находил по содержанию главу с нужной ему информацией, копировал текст и вставлял в синтезатор речи. Это был незаменимый помощник при подготовке рефератов, курсовых работ.
Зря учился?
После окончания вуза поработать по специальности так и не получилось. Ни в одной школе не захотели брать на должность учителя истории слабовидящего парня.
– Чураются немного. Говорили: «А как вы будете за детьми смотреть?» Получается, что зря учился? – задается вопросом Роберт. – А возможности трудоустройства у людей с инвалидностью по зрению и так ограничены заключением врачебно-консультативной комиссии и индивидуальной программой реабилитации (ИПР). Даже в грузчики не пойдешь… Здоровье не позволяет… В моей индивидуальной программе реабилитации указаны ограничения по времени работы за компьютером, мне нельзя работать на высоте 3–4 метров, запрещено поднимать тяжести. Одним словом, есть рамки, которые ограничивают меня в выборе профессии.
Вот уже два года Роберт работает на унитарном предприятии «Светоприбор» ОО «БелТИЗ». В первое время делал розетки на столичном предприятии «Светоприбор». Зарплата – 600 рублей.
Позже молодому человеку предложили руководящую должность мастера по организации, эксплуатации и ремонту жилищного фонда. Сейчас выходит более 800 рублей. Также Роберт получает пенсию по инвалидности – 420 рублей. Кроме того, предусмотрен льготный тариф на коммунальные услуги, бесплатный проезд в общественном транспорте. Благо есть где жить: предоставили место в общежитии.
В ближайших планах – продолжить учебу. Пока же молодой человек пробует свои силы в трейдинге. Что-то получается.
«Живу полной жизнью»
В свободное от работы время Роберт играет в театре предприятия «Скарб», выступает в ВИА «Столица». Увлечений много.
– Сейчас с ребятами участвуем в конкурсе «Лауреат премии ОО «БелТИЗ». Мы готовим проект по репетиторству среди слабовидящих людей. Я то и шрифт Брайля не знаю. Считаю, что он мне не нужен. Все же в большинстве своем люди с инвалидностью по зрению не чувствуют себя комфортно в обществе. Я сам это ощутил, когда пошел работать. Многие ребята довольствуются тем, что получают пенсию и зарплату. Общаются только с такими же инвалидами по зрению, можно сказать, что живут в своем мире. Есть даже такие слабовидящие, кто боится по навигатору выйти из дома и сходить в магазин! Вот их действительно надо интегрировать в общество.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть