Наболело у учителей, и говорят они о многом, в том числе о начислении зарплат по-новому. Но мы решили коснуться и других обсуждаемых профессиональным сообществом тем, таких как этический кодекс учителя и правовая защита наставников.
Недавно заместитель главы Администрации президента Ольга ЧУПРИС высказала мнение: обществу необходимо уделить внимание не просто социальным и экономическим гарантиям, но и правовой защите учителя. «Важно говорить сегодня и о защите учителя правовыми средствами. В последнее время происходит немало событий негативного характера, когда ученики пытаются давить на педагога, а порой и оскорбляют его. Обществу необходимо стать на защиту учителя», - отметила Ольга Чуприс.
Она обратила внимание на опыт других стран. Например, в Казахстане введена административная ответственность за оскорбление учителя при выполнении им профессиональных обязанностей. «Мы присмотрелись к этому опыту и также планируем ввести такую норму в Кодекс об административных правонарушениях, чтобы защитить учителя. Ведь это человек, с которым каждый из нас идет по жизни и от которого во многом зависит, как сложится наша дальнейшая судьба», - сказала замглавы Администрации президента.
Принципы этики
Кроме того, не так давно был разработан проект этического кодекса - свода общих требований, которые предъявляются к педагогам независимо от занимаемой ими должности. Основу правил составляют принципы педагогической этики: ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства другого человека, компетентности, порядочности. Например, как предлагается в документе, взаимоотношения с учащимися нужно строить на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности их личности. Педагоги не должны размещать в Интернете информацию, которая может причинить вред здоровью или развитию обучающихся. Также нельзя допускать применение к ним физического, морального и психического насилия. При выставлении оценок учителю следует быть объективным и справедливым. Он не должен подвергать публичной критике личность учащихся и их законных представителей.
Общение с законными представителями должно быть открытым, уважительным и доброжелательным. Нельзя допускать, чтобы организационная, финансовая и иная поддержка, оказываемая учреждению образования законными представителями учеников, влияла на отношение к ним педагогов. Нельзя разглашать мнение учащихся о своих родителях и наоборот.
Великая миссия?
Как водится, эти новости породили полемику в обществе: насколько предлагаемое целесообразно и не сведется ли все к формализму? Например, так об этическом кодексе на своей странице в Facebook высказался член Общественно-консультативного совета при Министерстве образования Беларуси Андрей ГРИГОРЬЕВ:
- Удивительно, как за красивыми словами ювелирно скрывается нежелание признавать и видеть настоящие проблемы. Учитель должен быть таким, сяким, белым, пушистым, понимающим, нежным с коллегами. Про призвание вспомнили и про миссию. У вас атомная нагрузка, на вас наезжают со всех сторон, от родителей до министерства, но зато у вас миссия! Великая миссия в воспитании подрастающего поколения. Да выспаться бы нормально, выходные провести не на поле брани, а со своими собственными детьми. Но нет, призвание зовёт. (…) Странно то, что, отвергая идею образования как бизнеса с полноценным договором между сторонами, с правами, обязанностями и форс-мажором, государство ведёт себя как раз по принципу «покупатель всегда прав», красивыми словами восхваляя учителей, а по факту низводя их до уровня рыночных торговцев. (…) Я не знаю, кому нужен этот кодекс.
Может быть, тем, кого по остаточному принципу набирают в педвузы. Может быть, им он и пригодится. Но, как взрослый человек и преподаватель, я считаю, что если ты не умеешь общаться с детьми, если ты не умеешь пользоваться социальными сетями и выкладываешь туда всякую ерунду, если не думаешь о постоянном саморазвитии, если можешь запросто надрать уши ученику, то тебе просто нечего делать в школе. Это не твоё. И никакой кодекс не поможет…
«Белорусский Макаренко». Захару Зимаку 23 февраля исполнилось бы 100 лет
В Беларуси разработан этический кодекс педагога
Предлагается выработать единую систему поощрения молодых педагогов
Свободу учителям! Общественность заступилась за школьных педагогов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть