Страх был неотъемлемой частью советского образа жизни. Боялись опоздать на работу, писать откровенные письма, рассказывать анекдоты, боялись встречаться с иностранцами. В деревне, где я проводил летние месяцы, страшно было пойти в поле и набрать в карманы гороха. А мужики опасались идти в лес, чтобы накосить травы для скотины. В городах боялись ночных шагов на лестнице: ночной шум за дверью мог означать, что за кем-то из соседей пришли люди в фуражках с синим околышем.
Мой товарищ по дворовому детству Лев Рождественский недавно рассказал мне, какой он испытал страх, когда случайно попал снежком в стенд с газетой, где был напечатан портрет тов. Сталина. Страх был ненапрасен: проходивший мимо сознательный гражданин схватил его за рукав и пригрозил: а ты знаешь, мальчик, что бывает за такое? Лёвка от страха разревелся и был гуманно отпущен. Но страх запомнился на всю жизнь. Однако больше всего в его семье боялись за бабушку: по паспорту она была русской, но в дореволюционном девичестве носила какую-то предосудительную немецкую фамилию…
Капли страха
Как бы мы сегодня ни сокрушались по поводу нашей недоношенной «буржуазной демократии», нельзя не признать, что политический страх как фактор общественной жизни уходит из обихода. Да, мы боимся потерять работу. Боимся за будущее наших детей. Тревожимся, что при новом витке цен и тарифов ещё труднее будет дотянуть до получки. Боимся потерять сбережения в банке. Опасаемся, что не сможем расплатиться за ипотеку. То есть большинство наших страхов носит, так сказать, материальный, капиталистический характер. Страхи, связанные с социальным происхождением, с родственниками за границей, страхи репрессий за отклонения от линии партии, за инакомыслие и диссидентство - все эти страхи почти исчезли. За несогласие с линией «партии власти» можно, пожалуй, потерять кое-какие карьерные преимущества, но уж никак не получить десять лет без права переписки или хуже того - клеймо врага народа. Начиная с хрущёвской оттепели общество медленно, но упорно избавляется от страха.
Людей, перешагнувших через страх, поначалу было очень немного. Для того чтобы замахнуться на империю страха, выстроенную по чертежам тов. Сталина, нужно было большое личное мужество. Мужество тех, кто впервые вышел на Красную площадь с протестом против подавления «бархатной революции» в Чехословакии.
Первопроходцы
С каждой выдавленной каплей страха мы делали маленький шажок к демократии. В разных сферах преодоление шло с разными скоростями. Вначале в культуре, потом (в ходе горбачёвской «гласности») - в средствах массовой информации и, наконец, в самых охраняемых властью сферах - в идеологии и политике.
Население долго и поначалу подозрительно присматривалось к первопроходцам: к стилягам, джазменам и рок-музыкантам, к поэтам, художникам-нонконформистам и, наконец, к диссидентам и правозащитникам. Не враги ли они? Не засланные ли из Лондона и Нью-Йорка ниспровергатели советских устоев? Не агенты ли чужого влияния?
Понимание того, что стиляги защищают не только свою, но и общую свободу, приходило мучительно медленно. В недавно прошедшем по экранам фильме «Стиляги» хорошо показано, как представители «правильной» молодёжи гонялись с ножницами за «неправильными», резали им длинные волосы и антиобщественные джинсы.
Нынешнее непоротое поколение с большим удивлением спрашивает у оставшихся в живых шестидесятников и семидесятников: почему власть так боялась кучки не слишком громко протестующих людей? Чем были опасны участники альманаха «Метрополь», почему были страшны песни Высоцкого, стихи Бродского, театральные постановки Ю. Любимова? Почему Хрущёв так по-хамски отчитывал в «Манеже» скульптора Эрнста Неизвестного, а Андропов «гуманно» выдворял на Запад безобидных по нынешним стандартам писателей, художников и музыкантов?
Пространство свободы
Сегодня мы яснее понимаем, почему. Потому что эти люди давали обществу пример общения с властью без страха и раболепства. Вслед за ними, с оглядкой на притаившиеся в памяти страхи, люди шаг за шагом отвоёвывали у «партии и правительства» право на собственные слова, мысли и поступки.
Вячеслав КОСТИКОВ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть