Свое мнение о том, почему не всегда удается найти компромисс между сферой обслуживания и потребителем, «АиФ» высказала тренер-консультант, партнер компании «Pro Retail» Оксана РАПАЦЕВИЧ.
Безусловно, супермаркеты, салоны красоты, рестораны, банки, АЗС сегодня получают от клиентов много претензий к качеству обслуживания. Причем не всегда эти претензии обоснованы. Дело в том, что некоторые белорусы стали злоупотреблять своими правами. Они пишут жалобы направо и налево. Бывает, люди покупают одежду в магазине, сходят в ней на корпоратив, а потом возвращают под предлогом - якобы цвет не тот. Формально они имеют на это право, их защищает закон. Магазины обуви не меньше страдают от набирающего популярность у наших граждан «потребительского экстремизма». Чтобы вернуть разонравившуюся пару сапожек или туфель, случается, люди преднамеренно портят обувь.
Конечно, есть магазины, которые занимают жесткую позицию: экспертиза может доказать, что вещь подвергалась стирке, химчистке, порче и др. Но большинству магазинов проще не связываться с такими ситуациями, и они идут навстречу покупателям. Но ведь порча товара, грубость и хамство - подобного рода действия могут быть расценены как административное правонарушение.
Оксана Рапацевич отмечает, что у белорусов еще не сложилась культура потребления. Мы слишком долго жили при Советском Союзе, когда товаров было мало, а потребителей - очень много. Люди не могли купить самого необходимого. Многие помнят бесконечные очереди, бананы только на Новый год... Но времена изменились. Сейчас товары в изобилии, а за каждого клиента идет серьезная борьба.
Можно сказать, что в течение 70 лет была власть продавца, и он диктовал условия. В СССР эта профессия была в почете. И если продавцу делали замечание, он мог, поставив табличку «технический перерыв», развернуться и уйти с рабочего места. Сегодня все поменялось местами: клиент чувствует свое превосходство и часто злоупотребляет этим. Отсюда вырисовывается еще одна причина – пренебрежительное отношение общества к работникам сферы обслуживания. Клиент неуважительно относится к продавцу, поэтому тот не чувствует уверенности в себе.
Выход есть
Важно помнить, что культура обслуживания неразрывно связана с культурой потребления. Мы забываем, что в магазинах, банках работают люди, которым тоже присущи эмоции. Один промолчит в ответ на грубость, а другой - нет. Также надо задуматься о престиже профессии работника сферы обслуживания на государственном уровне, чаще говорить об этом в СМИ. Кроме того, Оксана Рапацевич считает, что компании должны уделять внимание уровню подготовки руководителя среднего звена. Именно они больше времени проводят с работниками. Если работа построена верно, то руководитель управляет оперативными кадрами грамотно - без унижения, запугивания. А ведь зачастую персонал слышит от начальника только претензии: мало выручки, плохие продажи, жалобы и т.д.
К слову, сфера обслуживания много внимания уделяет обучению персонала: проводятся тренинги, курсы, внедряются свои стандарты. Но этим занимаются либо крупные компании - так как они понимают, что иначе рынок их просто проглотит, - либо, наоборот, мелкие, где руководитель близок к своему коллективу. А вот компании среднего уровня часто жалеют на обучение денег.
К сожалению, не всегда профессионально ведут себя и работники сферы обслуживания. Наверняка многие из нас не раз оказывались в такой ситуации: приходишь в магазин, долго что-то выбираешь, примеряешь... Все это время ощущаешь на себе недовольные взгляды продавцов. Почему так происходит? Причины могут быть разными: от человеческого фактора до непрофессионализма работника.
Сегодня при дефиците кадров в сфере обслуживания на работу берут «людей с улицы», без понимания тонкостей процесса. А ведь это сложная профессия, которая в то же время требует творческого подхода.
Поэтому еще на стадии собеседования при приеме на работу специалисты по персоналу рекомендуют спрашивать у соискателей: много ли у вас было друзей в детстве, любите ли вы угощать, принимать гостей, дарить подарки, и т.д. Эти нехитрые вопросы помогают понять, насколько кандидат отзывчив, любит и умеет контактировать с другими людьми.
Сфера обслуживания сегодня работает по принципу: «Покажи на своем примере». Только так можно удержать своих клиентов и привлечь новых. Некоторые компании приучили своих клиентов к определенному уровню обслуживания. Этот человек, приходя в другой гипермаркет или химчистку, видит, что здесь все по-другому, он скажет о том, что ему не понравилось. И - хочется ли нет - этому магазину или банку придется подтянуться до более высокого уровня. В противном случае уйдешь с рынка. Таковы его суровые законы…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть