В последние годы на смену устаревшему советскому оборудованию на детских площадках постепенно приходит современное: только в Минске в этом году обновят 1155 площадок, заменят 2453 единицы игрового оборудования.
Кто придумал такую форму организации детского пространства, как детская площадка, без которой сегодня невозможно представить ни один двор в Беларуси? Как менялся облик площадок в нашей стране в последние десятилетия? Наш эксперт – старший преподаватель архитектурного факультета БНТУ, архитектор-исследователь Полина ВАРДЕВАНЯН.
До революции детские площадки использовались для социализации беспризорников через игры, труд и физическую активность. Оборудование было скудным: сарай для хранения инвентаря, несколько скамеек и столиков. Также здесь всегда присутствовал взрослый, он занимался организацией детского досуга. После 1917 г. площадки начали использовать в качестве инструмента «высвобождения» матерей для общественно полезного труда, они также стали частью государственной системы воспитания, причем акцент делался на идеологической и трудовой подготовке. В 30-е гг. в рамках программы физического воспитания «Готов к труду и обороне СССР» стали появляться площадки с постоянными конструкциями. Школьники тренировались на турниках и спортивных снарядах, готовясь к сдаче норм ГТО, а в детских садах устанавливались горки и песочницы.
«Начиная с социалистического периода в Беларуси проектирование детских площадок строго стандартизировалось, - рассказывает Полина Вардеванян. - Чертежи публиковались в специальных каталогах, что позволяло распространять типовые решения по всему СССР. При этом основное внимание уделялось соблюдению требований безопасности. Внешний вид и планировка площадок также изменялись в зависимости от нужд общества и интересов детей и взрослых».
ПОСЛЕ ВОЙНЫ
После окончания Второй мировой детские площадки устраивались при детских яслях, садах и дачах или размещались в скверах и парках. Они украшались малыми архитектурными формами: плескательными бассейнами с фигурками рыб, изящными вазонами, скульптурными композициями, обрамлялись ажурными металлическими решетками.
Такая эстетика была частью системы коллективного воспитания — родители, занятые на производстве, оставляли детей под присмотром воспитателей в детских садах. Тогда не было такого, чтобы кто-то из родителей с ребенком пошел просто погулять на площадку. Свободного времени было мало, декретный отпуск длился всего 2-3 месяца.
«Мои старшие сестры посещали такой детский сад, их детство как раз пришлось на конец 50-х гг. Как и многие другие дошколята, они иногда самостоятельно возвращались из садика домой. Тогда и семьи были больше, и социальный контроль был сильным, это позволяло родителям много работать, зная, что ребёнок под присмотром, - продолжает эксперт. – Как-то на кадрах кинохроники Минска видела послевоенное благоустройство двора между бывшим проспектом Ленина и улицей Карла Маркса. На них маленькие девочки в косынках и мальчики в шортах на помочах водили хоровод вокруг плескательного бассейна, дружно качались на качелях, «висели» на устройствах для лазанья. На многих книжных иллюстрациях тех лет изображены обязательные прогулки в близлежащий парк, когда детсадовская детвора идет гуськом за воспитателем по городским улицам. Да, все было именно так, как запечатлели художники и кинооператоры».
ЭРА «ХРУЩЕВОК»
60-е гг. – это период появления «хрущевок». Концепция жилой застройки изменилась. Районы строили подальше от шумных проспектов и магистралей, используя стандартные экономичные решения. Изменились и сами дворы: это были уже не замкнутые пространства, придомовые территории открылись с двух сторон. Игровое пространство разделилось на две зоны. Первая «контролировалась» пожилыми людьми, бабушками, которые «дежурили на посту» у входа в дом, а вторая находилась «за домом», родители, как правило, запрещали ее посещать. Одним из ключевых новшеств стало появление детских площадок внутри самих микрорайонов, там, где группировались типовые детские сады и школы и был организован микрорайонный сад. Стремясь максимально сократить расходы, архитекторы ограничивались установкой простых конструкций, предлагая оборудование в индустриальном исполнении.
По словам эксперта, в начале 70-х гг. за строительство многих детских садов отвечали ведомства. Обычно такие сады располагались в поселке или квартале при заводе, то есть получалось так, что все жители поселка не только работали на одном предприятии, но и жили рядом друг с другом, а значит, «чужаков» среди них практически не было. Кроме того, в этот период рабочий день сильно сократили, у людей появилось больше свободного времени. Но возник вопрос: чем занять детей после садика? Решение оказалось простым. В то время особых ограждений между детскими садами и дворами не было. И поскольку у родителей появилось больше свободного времени, они имели возможность поиграть с ребенком на оборудованной площадке. Так менялся подход к городскому пространству и семейному досугу в целом.
«ЖЕЛЕЗНОЕ» ДЕТСТВО
Начиная с 1972 г. стандартное оборудование для площадок размещалось уже не только на территории детских садов, но и во дворах. Этап жилищного строительства 70–80-х гг. стал эпохой «железного» детства. С распространением типовой девятиэтажной застройки изменился подход к обустройству дворов. В 1976 г. вышел первый каталог малых архитектурных форм с акцентом на спорт. Во дворах выросли металлические горки, турники, рукоходы и лабиринты. Эти дешёвые и прочные конструкции должны были закалять тело и характер, но вот о безопасности никто не думал: асфальт, бетон, острые углы, высота...
«Мы каждую свободную минуту лазили по турникам и лестницам, как верхолазы! — вспоминает с улыбкой минчанин Александр ЗОРИН. — Удивительно, как мы тогда не покалечились, зато росли дружными, ловкими и крепкими».
С приходом 90-х гг. песочницы были потеснены автопарковками, стали строить больше высотных домов на сотни квартир. Перестройка и рыночные реформы изменили ландшафт населенных пунктов. При проектировании первых микрорайонов планировали, что на каждую тысячу жителей будет приходиться не более девяти автомобилей.
«Когда-то весь квартал знал каждого ребенка, а начиная с 90-х гг. родители, как правило, перестали отпускать детей гулять одних. Ничего удивительного, ведь с появлением многоэтажек люди почти перестали общаться. Печально, что наши дворы, которые прежде сплачивали людей, постепенно превращаются в безликие пространства», — сетует пенсионерка Галина СЕМЕНОВИЧ.
Современные же детские площадки — это синтез прошлого опыта и новых технологий. На смену железным конструкциям пришли комплексы из дерева и пластика, стилизованные под замки, корабли или космические станции. Конечно, не везде, но все же появляются мягкие покрытия, зонирование для разных возрастов и другие новшества в благоустройстве игрового пространства.
КСТАТИ
Надежда Крупская в свое время продвигала идею создания детских площадок не только в парках и скверах, но и возле школ и во дворах. Изначально такие площадки выглядели совсем иначе: это были простейшие песочницы для малышей и небольшие сараи с игрушками и книгами для старших детей. Однако после популяризации идей Крупской о физическом воспитании дошкольников на площадках начали устанавливать горки и «устройства для балансирования» — знакомые нам «лазилки».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть