204

История игрушек. О чём расскажут ёлочные украшения недавнего прошлого

"Аргументы и факты" в Беларуси № 53. З Новым годам i Калядамi! 31/12/2024
Коллекция украшений, сделанных минчанкой Галиной Закревской, работавшей на Минской художественно-галантерейной фабрике в 70-80-х гг.
Коллекция украшений, сделанных минчанкой Галиной Закревской, работавшей на Минской художественно-галантерейной фабрике в 70-80-х гг. АиФ

Новогодние праздники – отличное время вспомнить, как наряжали ёлки в недавнем прошлом. С чего всё начиналось? Как и из чего делали украшения? Как поставили на поток производство советских новогодних игрушек?

Наш эксперт – ведущий научный сотрудник Музея истории города Минска Евгения СТАЛЬМАХОВА.

ИСТОКИ ТРАДИЦИЙ

«История советской ёлочной игрушки родилась не на пустом месте. Ведь, несмотря на изменившиеся почти до неузнаваемости форму, а главное – смысл ёлочных украшений, она не была оторванной от уже устоявшихся традиций и прежде всего от своей востребованности в праздничном быту, – рассказывает собеседница «АиФ». – Традиция наряжать елку на Новый год берёт своё начало у древних германцев-язычников, дерево украшали разноцветными кусочками ткани и свечками прямо в лесу. С христианизацией языческих народов ёлку стали приносить в дом, она стала символом празднования Рождества. По одной из легенд, в рождественскую ночь все деревья отправились в Вифлеем, поприветствовать появление младенца Иисуса на свет. Первыми пришли растущие неподалёку от Вифлеема пальмы, затем дошли болиголовы, буки, берёзы, клены, дубы, магнолии, тополи, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры. А с дальнего холодного Севера пришла маленькая ёлочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела скромной. Деревья делали всё возможное для того, чтобы скрыть её от глаз Святого Младенца. И вдруг на небе свершилось чудо: началось движение звёзд. Они стали падать на землю и опускаться на ветки маленькой ёлочки, пока она вся не засияла блеском сотен огней. Такое объяснение традиции украшать ёлку появилось в Германии ещё в XVI–XVII веке. Вариантов легенд великое множество, главное – появилась традиция приносить домой ёлку и наряжать её. Постепенно из Германии обычай украшать и устанавливать ёлку распространился по всей Европе, Новому Свету, не обошёл он стороной и нашу страну».

У нас в начале XX в. наряженные ёлки в основном устанавливались в богатых дома и домах интеллигенции. В низшей городской, а тем более в сельской среде это было не принято. До революции для украшения использовали не только яркие свечи, игрушки из стекла, папье-маше, ваты, воска, картона, фольги, но и съедобные украшения – фрукты, золочёные орехи, сахарно-пряничные изделия и конфеты. Существовала традиция раздавать сладости с ёлки, или же просто родители разрешали детям сорвать и съесть всё, что понравилось. Такой вот символический праздник непослушания! Сегодня мы также разрешаем детишкам не спать этой ночью, раз в году такое можно.

Рождественская и новогодняя открытка 1918 г., сохранившаяся в минской семье Трестинских.
Рождественская и новогодняя открытка 1918 г., сохранившаяся в минской семье Трестинских. Фото: АиФ/ Татьяна Лазарева

«В фондах музея оказался альбом с новогодними открытками начала XX в., в них минчане желали друг другу счастливого Нового года и Рождества. Кстати говоря, в то время во многих кондитерских продавали готовые к празднику ёлки, то есть уже украшенные – картонажем, фигурками, свечами и, конечно же, разнообразными фруктами и сладостями, оставалось только купить такое деревце и установить дома», – дополняет эксперт.

ИНЫЕ АКЦЕНТЫ

На протяжении первой половины 1920-х гг. ёлка успешно уживалась с новыми, революционными праздниками, более того в процессе национализации конфискованные дореволюционные елочные игрушки поступали в детские учреждения. С началом периода НЭПа ангелочки, звездочки, мишура по-прежнему заполоняли витрины магазинов, это были в основном всё те же кустарные игрушки старого образца. Небольшие артели производили их вплоть до 1929 г. Одновременно в период с 1922 по 1924 гг. традиционную рождественскую ёлку попытались заменить «комсомольскими святками» с целью показать пагубность религиозной рождественской затеи, но нововведение на нашло поддержки в народе. К концу 20-х гг. ёлку запрещают – как буржуазный пережиток, а из магазинов и кооперативных лавок исчезли ёлочные игрушки. Но люди всё равно устраивали домашние праздники, причём старательно прятали украшенные ели от посторонних глаз. Лишь в 1935 г. праздник вернулся в повседневность советских граждан, когда в газете «Правда» появилась статья с призывом вернуть новогоднюю ёлку детям. С этого момента вела отсчёт советская новогодняя традиция. Вместе с «новой» ёлкой возникла целая индустрия ёлочных игрушек.

Фото: АиФ/ Татьяна Лазарева

Стоит отметить, что процесс формирования советской ёлки пришёлся на вторую половину 30-х гг. То есть вплоть до войны разворачивалась первая промышленная волна производства ёлочных игрушек. Причём, с одной стороны, потребность в игрушках была высокой, а с другой – немедленно удовлетворить её было очень сложно. Накануне праздников немногочисленные сохранившиеся и подходящие по профилю производства работали круглосуточно, также активно привлекали к работе кустарей, небольшие мастерские и артели. Кроме того, создавали новые производства и готовили новые кадры игрушечников. Мастера вручную создавали игрушки из ваты, папье-маше, стекла, бумаги, картона, проволоки, других подручных материалов, превращая их в настоящие произведения искусства. В это время впервые начали изготавливать ватные игрушки – мечта нынешних коллекционеров. Кстати, в магазины поступали даже шары, изготовленные из электрических лампочек. Их закрашивали изнутри, цоколь спиливали и запаивали, а сверху наносили рисунок. Кроме того, сценарии новогодних праздников второй половины 30-х гг. не просто допускали, но и настоятельно рекомендовали использовать кустарные и самодельные игрушки в украшении ёлки.

Музейная коллекция елочных игрушек 1940-1980-х годов, сохранившаяся благодаря бережному отношению бывших владельцев – жителей Минска.
Музейная коллекция елочных игрушек 1940-1980-х годов, сохранившаяся благодаря бережному отношению бывших владельцев – жителей Минска. Фото: АиФ/ Татьяна Лазарева

«В детской книжке «Новогодняя ёлка» 1938 г., обнаруженной на чердаке одного из минских домов, можно найти интересную информацию и объяснение, что такое новогодний праздник, какие украшения можно сделать для ёлки и дома, какие песни и стихи выучить для утренника, – дополняет эксперт. – В ней также приводится инструкция, как из обычных электрических ламп, а также маленьких лампочек для фонарика или автомобиля сделать своими руками настоящую елочную иллюминацию. Интересно, что в книге объединены материалы на белорусском и русском языках. Так, на её страницах опубликовано стихотворение Янки Купалы «Хлопчык і лётчык». В те же годы стала появляться литература для педагогов о том, как организовать новогодний праздник. Хотя образ Деда Мороза, мифического хозяина зимнего леса и дарителя подарков детям, давно существовал, но именно в СССР он стал основным персонажем новогоднего утренника наравне с внучкой Снегуркой, его помощницей и посредницей между ним и детьми. Кстати, в музейной экспозиции на ул. Раковской, 17 проходит выставка елочных игрушек, где можно попробовать сделать ретро-украшения из бумаги по столетней технологии: цепочки, фонарики, снежинки».

ТРЕНДЫ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

«В 2020 г. фонд нашего музея пополнился ценными раритетными елочными игрушками советской эпохи. Одна минская семья подарила музею целый сундук с елочными игрушками 1940–1960-х гг. Эта коллекция наглядно демонстрирует эволюцию советской игрушки. Например, эпоха 40–50-х гг. представлена ватными и стеклянными игрушками – это балерины, гармонисты, летчики, парашютисты, персонажи сказок (Снегурка, Красная шапочка, Черномор, Маленький Мук), а также орехи, яблоки, груши, огурцы, «царица полей» – кукуруза. Рубеж 50–60-х гг. представлен мастерски выдутыми из стекла фигурками космонавтов, спутников, космическими ракетами, ракетообразными пиками, а также «бытовой» игрушкой. Идея эстетизации мирной жизни и домашнего уюта продолжилась в игрушках 70–80-х гг. В эти годы на советских ёлках всё чаще стали появляться украшения в виде повседневных предметов: корзиночек с конфетами и ваз, самоварчиков и чайничков, домиков и машинок, торшерчиков и люстр и, конечно же, необычных стеклянных фигурок животных и птиц.

Из фондов музея – игрушки на тему космической эпопеи начала 60-х. В эти годы ракеты и спутники с тончайшими ножками искусно выдувались советскими мастерами.
Из фондов музея – игрушки на тему космической эпопеи начала 60-х. В эти годы ракеты и спутники с тончайшими ножками искусно выдувались советскими мастерами. Фото: АиФ/ Татьяна Лазарева

Начиная с 60-х гг. повсеместно было развито массовое фабричное производство. Но, несмотря на развитое серийное производство ёлочных игрушек, многие изделия по-прежнему создавались вручную. Среди крупных предприятий БССР, занимавшихся выпуском елочных украшений, можно выделить Минскую художественно-галантерейную фабрику (позже «Производственное объединение зеркальных изделий»). Предприятие находилось на улице Веры Хоружей, на ней когда-то выпускали ёлочные игрушки из стекла. Сотрудникам музея посчастливилось встретиться с минчанкой Галиной Закревской, работавшей на заводе в 70–80-х гг. «Она подарила музею целую коллекцию украшений, сделанных своими руками, – рассказывает эксперт «АиФ». – На примере этих игрушек интересно рассмотреть все разнообразные приёмы, которыми обладали мастера стеклянной ёлочной игрушки. В этой коллекции не только классические шары, но и вытянутые сосульки, верхушки и игрушки-прожекторы. Украшены они ручной росписью, трафаретом, наклейками, блестками».

В ТЕМУ:

На основании решения международной организации коллекционеров «Golden Glow» (анг. – «Золотое сияние») старинными, то есть обладающими высокой художественной и коллекционной ценностью, ёлочными игрушками признаются все игрушки, произведённые до 1966 г. включительно. При этом изготовленные ручным полукустарным способом вплоть до перехода к массовому машинному трафаретному производству.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно