Поводом обсудить тему работы с талантливыми детьми в Беларуси стало письмо от читательницы Елены Дрозд из деревни Липск Ляховского района.
«Моя дочка занимается пением, - написала Елена. - Педагоги сказали, что она - талантливый ребенок, и хорошо бы показать ее в Минске. А кому ее показать?»
«АиФ» обратился в Министерство культуры Беларуси с просьбой помочь читательнице направить ребенка к специалистам. Через какое-то время Елена Дрозд позвонила и поделилась радостной новостью: «Нам прислали из Министерства культуры подробное письмо, мы послали аудиозаписи на прослушивание, и вот: дочка будет учиться в Минске».
Таким образом, мы решили развить тему и узнать у специалистов, каков простейший алгоритм работы с талантливыми детьми на начальном этапе. Теоретически все показалось достаточно просто.
Ирина КИРИНОВИЧ (И.К.), главный инспектор управления общего и среднего образования Министерства образования Беларуси | |
Анатолий МУКАЛОВ (А.М.), заместитель начальника отдела учебных заведений и работы с творческой молодежью Министерства культуры Беларуси |
- Неоднократно говорилось о том, что в Беларуси главная цель обучения и воспитания - создание условий для раскрытия и развития способностей, дарований детей. Как это все происходит на практике? Что стоит за словами об отлаженной системе работы с одаренными детьми и молодежью?
И.К.: - В действительности, все очень просто: в Беларуси сегодня функционирует сеть учреждений, работающих с талантливыми детьми, которая включает 104 дошкольных центра развития ребенка, 212 гимназий, 29 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов «средняя школа-гимназия-колледж». Кроме основного обучения в школах проводятся кружковая работа и факультативные занятия: Министерством образования сегодня рекомендовано 400 программ факультативных занятий по разным направлениям.
В 387 учреждениях внешкольного образования и воспитания во внеурочное время дети также могут посещать кружки по многим направлениям от технического творчества до туристско-краеведческой деятельности.
Основное интеллектуальное соревнование в стране - республиканская олимпиада, которая проводится по 16 учебным предметам и охватывает 3 уровня образования. Победители заключительного этапа олимпиады пользуются правом поступления в вузы без экзаменов.
- Известны случаи, когда победители олимпиад, зачисленные в вузы без экзаменов, терялись, не могли себя проявить и даже были отчислены за неуспеваемость. Почему так происходит?
И.К.: - Такие случаи видимо бывают, но достаточно редко. Возможно, проблема в самом ребенке, которого долгое время опекали, создавали тепличные условия, а в вузе он не смог адаптироваться к совершенно другим условиям обучения. Я наоборот могу привести примеры, когда одаренные дети, попав в вуз, сразу включались в олимпиадное движение, научно-исследовательскую деятельность и приносили победы своему учебному заведению и стране.
Педагоги должны быть подготовленные
- Как известно, с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, должны работать подготовленные педагоги, которые смогут адекватно оценить их личностные качества и не примут творческое мышление за отклонение от нормы или негативизм. Как ведется подготовка таких педагогов?
И.К.: - С этой целью разработаны авторские учебные программы, диагностико-дидактические материалы и методические рекомендации для педагогов по выявлению специальных способностей учащихся. Диагностический инструментарий обширен - это комплекты тестов и тестовых заданий по выявлению уровня развития специальных способностей и уровня подготовки по предметам; анкеты для учащихся, учителей и родителей; опросники по выявлению мотивации, интереса, волевых качеств и др.; методические рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов и др.
Художественное образование
- Складывается впечатление, что белорусские дети хотят заниматься только эстрадным пением. Через одного мечтают попасть на детские конкурсы «Евровидение» и «Новая волна». Как мне кажется, не совсем правильно, когда популяризирован только один жанр искусства. Хотя, с другой стороны, очень хорошо, что для воспитания юных вокалистов созданы все условия, они точно знают, у какого педагога хотели бы заниматься, например, у Светланы Стаценко, к которой ездят дети со всей Беларуси.
А.М.: - Действительно, Светлана Адамовна Стаценко заявила о себе как успешный педагог, получила возможность жить и работать в Минске, и естественно, что к ней хотят попасть учиться. Но эстрадное пение - далеко не единственный жанр, в котором белорусские дети достигли высоких результатов. Недавно в филармонии состоялся концерт молодого баяниста, лауреата международных конкурсов Владислава Плиговки: он закончил академию музыки и теперь собирается поступать в магистратуру. Владислава нашел и воспитал Михаил Иванович Ивашкин, который всю жизнь проработал в музыкальной школе в Новополоцке. В других городах тоже работают прекрасные педагоги по различным дисциплинам.
Важная составляющая системы художественного образования - конкурсный отбор по различным специальностям и инструментам. Раз в 3 года проводятся республиканские конкурсы, раз в 4 года - международные, раз в 2 года - олимпиады. Каждый преподаватель, который добивается в своей работе с талантливыми детьми результатов, имеет возможность показать своего ученика, а мы таких детей отмечаем, берем на заметку и поддерживаем. И в системе образования, и в системе культуры создана база данных одаренной и талантливой молодежи, которая ежегодно обновляется и пополняется новыми сведениями.
- Если родители заметили: у ребенка есть слух, вроде попадает в ноты, - куда его отдать учиться?
А.М.: - Сегодня практически в каждом районе Беларуси (Новополоцке, Копыле, Сморгони, Краснополье и др.) созданы детские школы искусств - многопрофильные учебные заведения, где есть разные отделения - музыкальные, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, хореографии и т.д. Детей туда принимают с 5-6 лет на конкурсной основе.
Минкульт добился, чтобы в новом Кодексе образования школы искусств, входящие в систему дополнительного образования, были прописаны отдельной строкой. Главная особенность школ искусств от общеобразовательных в том, что там предлагается много индивидуальных занятий, что дает возможность детям раскрыть свои способности. Кроме того, в любом районом центре есть музыкальные школы, где можно показать ребенка специалистам, которые посоветую, где и как дальше продолжить его обучение.
Платно или бесплатно?
- Родители сетуют, что сегодня полноценное развитие ребенка обходится дорого.
И.К.: - В системе дошкольного образования утверждена программа «Пралеска», в соответствии с которой дети обучаются в детских садах, центрах развития ребенка. Это и есть образовательный минимум, бесплатный для всех. Если же родители изъявляют желание, чтобы ребенок обучался в направлении, не предусмотренном программой, то это можно сделать за символическую плату. Как правило, сумма составляет не более 30 тыс. рублей в месяц.
В учреждениях общего среднего образования обучение школьников на факультативных занятиях осуществляется бесплатно.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть