22831

В чем талантлив ребенок, должны помочь определиться специалисты

№ 25 от 22 июня 2011 года 22/06/2011

Поводом обсудить тему работы с талантливыми детьми в Беларуси стало письмо от читательницы Елены Дрозд из деревни Липск Ляховского района.

«Моя дочка занимается пением, - написала Елена. - Педагоги сказали, что она - талантливый ребенок, и хорошо бы показать ее в Минске. А кому ее показать?»

«АиФ» обратился в Министерство культуры Беларуси с просьбой помочь читательнице направить ребенка к специалистам. Через какое-то время Елена Дрозд позвонила и поделилась радостной новостью: «Нам прислали из Министерства культуры подробное письмо, мы послали аудиозаписи на прослушивание, и вот: дочка будет учиться в Минске».

Таким образом, мы решили развить тему и узнать у специалистов, каков простейший алгоритм работы с талантливыми детьми на начальном этапе. Теоретически все показалось достаточно просто.

ЭКСПЕРТЫ "АиФ"
kirinovitch Ирина КИРИНОВИЧ (И.К.), главный инспектор управления общего и среднего образования Министерства образования Беларуси
mukalov Анатолий МУКАЛОВ (А.М.), заместитель начальника отдела учебных заведений и работы с творческой молодежью Министерства культуры Беларуси

- Неоднократно говорилось о том, что в Беларуси главная цель обучения и воспитания - создание условий для раскрытия и развития способностей, дарований детей. Как это все происходит на практике? Что стоит за словами об отлаженной системе работы с одаренными детьми и молодежью?

И.К.: - В действительности, все очень просто: в Беларуси сегодня функционирует сеть учреждений, работающих с талантливыми детьми, которая включает 104 дошкольных центра развития ребенка, 212 гимназий, 29 лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов «средняя школа-гимназия-колледж». Кроме основного обучения в школах проводятся кружковая работа и факультативные занятия: Министерством образования сегодня рекомендовано 400 программ факультативных занятий по разным направлениям.

В 387 учреждениях внешкольного образования и воспитания во внеурочное время дети также могут посещать кружки по многим направлениям от технического творчества до туристско-краеведческой деятельности.

Основное интеллектуальное соревнование в стране - республиканская олимпиада, которая проводится по 16 учебным предметам и охватывает 3 уровня образования. Победители заключительного этапа олимпиады пользуются правом поступления в вузы без экзаменов.

- Известны случаи, когда победители олимпиад, зачисленные в вузы без экзаменов, терялись, не могли себя проявить и даже были отчислены за неуспеваемость. Почему так происходит?

И.К.: - Такие случаи видимо бывают, но достаточно редко. Возможно, проблема в самом ребенке, которого долгое время опекали, создавали тепличные условия, а в вузе он не смог адаптироваться к совершенно другим условиям обучения. Я наоборот могу привести примеры, когда одаренные дети, попав в вуз, сразу включались в олимпиадное движение, научно-исследовательскую деятельность и приносили победы своему учебному заведению и стране.

Педагоги должны быть подготовленные

- Как известно, с одаренными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, должны работать подготовленные педагоги, которые смогут адекватно оценить их личностные качества и не примут творческое мышление за отклонение от нормы или негативизм. Как ведется подготовка таких педагогов?

И.К.: - С этой целью разработаны авторские учебные программы, диагностико-дидактические материалы и методические рекомендации для педагогов по выявлению специальных способностей учащихся. Диагностический инструментарий обширен - это комплекты тестов и тестовых заданий по выявлению уровня развития специальных способностей и уровня подготовки по предметам; анкеты для учащихся, учителей и родителей; опросники по выявлению мотивации, интереса, волевых качеств и др.; методические рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей, психологов, социальных педагогов и др.

Художественное образование

- Складывается впечатление, что белорусские дети хотят заниматься только эстрадным пением. Через одного мечтают попасть на детские конкурсы «Евровидение» и «Новая волна». Как мне кажется, не совсем правильно, когда популяризирован только один жанр искусства. Хотя, с другой стороны, очень хорошо, что для воспитания юных вокалистов созданы все условия, они точно знают, у какого педагога хотели бы заниматься, например, у Светланы Стаценко, к которой ездят дети со всей Беларуси.

А.М.: - Действительно, Светлана Адамовна Стаценко заявила о себе как успешный педагог, получила возможность жить и работать в Минске, и естественно, что к ней хотят попасть учиться. Но эстрадное пение - далеко не единственный жанр, в котором белорусские дети достигли высоких результатов. Недавно в филармонии состоялся концерт молодого баяниста, лауреата международных конкурсов Владислава Плиговки: он закончил академию музыки и теперь собирается поступать в магистратуру. Владислава нашел и воспитал Михаил Иванович Ивашкин, который всю жизнь проработал в музыкальной школе в Новополоцке. В других городах тоже работают прекрасные педагоги по различным дисциплинам.

Важная составляющая системы художественного образования - конкурсный отбор по различным специальностям и инструментам. Раз в 3 года проводятся республиканские конкурсы, раз в 4 года - международные, раз в 2 года - олимпиады. Каждый преподаватель, который добивается в своей работе с талантливыми детьми результатов, имеет возможность показать своего ученика, а мы таких детей отмечаем, берем на заметку и поддерживаем. И в системе образования, и в системе культуры создана база данных одаренной и талантливой молодежи, которая ежегодно обновляется и пополняется новыми сведениями.

- Если родители заметили: у ребенка есть слух, вроде попадает в ноты, - куда его отдать учиться?

А.М.: - Сегодня практически в каждом районе Беларуси (Новополоцке, Копыле, Сморгони, Краснополье и др.) созданы детские школы искусств - многопрофильные учебные заведения, где есть разные отделения - музыкальные, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, хореографии и т.д. Детей туда принимают с 5-6 лет на конкурсной основе.

Минкульт добился, чтобы в новом Кодексе образования школы искусств, входящие в систему дополнительного образования, были прописаны отдельной строкой. Главная особенность школ искусств от общеобразовательных в том, что там предлагается много индивидуальных занятий, что дает возможность детям раскрыть свои способности. Кроме того, в любом районом центре есть музыкальные школы, где можно показать ребенка специалистам, которые посоветую, где и как дальше продолжить его обучение.

Платно или бесплатно?

- Родители сетуют, что сегодня полноценное развитие ребенка обходится дорого.

И.К.: - В системе дошкольного образования утверждена программа «Пралеска», в соответствии с которой дети обучаются в детских садах, центрах развития ребенка. Это и есть образовательный минимум, бесплатный для всех. Если же родители изъявляют желание, чтобы ребенок обучался в направлении, не предусмотренном программой, то это можно сделать за символическую плату. Как правило, сумма составляет не более 30 тыс. рублей в месяц.

В учреждениях общего среднего образования обучение школьников на факультативных занятиях осуществляется бесплатно.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно