14405

Современный вуз должен напоминать супермаркет?

№ 7 от 17 февраля 2010 года 17/02/2010

По мнению философа Владимира Мацкевича, сегодня вузу недостаточно готовить квалифицированные кадры для народного хозяйства, он должен быть мегамашиной мышления. Здесь все - от распорядка дня, когда у студента есть много времени для обдумывания и размышления, до концепции образования - должно быть направлено на развитие фундаментального мышления.

Страна, заявившая, что живет своим умом и идет своим путем, не может не культивировать мышление, считает философ. Помимо узких специалистов вузы должны выращивать проектные элиты, быть фактором создания нации. Непосредственно образование – это лишь одна из составляющих высшего учебного учреждения. Но и эта составляющая должна претерпеть значительные изменения. Сегодня вуз – это конвейер: студент идет по заложенному кем-то типовому пути. Современный же вуз скорее должен напоминать супермаркет: траекторию своего образования определяет сам студент, ему предоставляется свобода выбора учебных курсов, преподавателей и даже специальностей по ходу обучения, а не только при поступлении. Такие примеры вузов-супермаркетов уже есть. К примеру, Билефельдский университет в Германии. Но, как заметил профессор Владимир Дунаев, чтобы реализовать свежие и реформаторские идеи университет должен быть автономным и обладать академическими свободами. То есть, по своему усмотрению излагать учебный предмет, выбирать темы для научных исследований, быть самостоятельным в кадровой политике, финансово-хозяйственной деятельности и т.д. В белорусском законодательстве понятия автономности и академических свобод пока отсутствуют. В Законе о высшем образовании упоминается, что университет имеет право самостоятельно проводить подбор кадров и осуществлять образовательную, научную, финансово-хозяйственную деятельность. Но на практике это сложно сделать, потому что ректор не избирается научным сообществом, а назначается властью, а содержание строится на основе типовых учебных планов и программ, разрабатываемых и утверждаемых Министерством образования. Тема академсвобод актуальна и для западных университетов, которые испытывают давление со стороны государства и бизнеса. Но если там думают, как их не потерять, то мы пока еще их просто не осознаем. Что касается преподавательского потенциала, по мнению инициаторов кампании, кадры для основного состава нового университета в Беларуси есть. Так же, как и есть база данных зарубежных преподавателей, без временного привлечения которых невозможно создать современный интернационализированный вуз.

Оценивая шансы появления такого университета, многие вспомнили про закрытый и эмигрировавший в Литву Европейский гуманитарный университет и неудачные попытки присоединиться к единому образовательному пространству Европы через Болонский процесс в 2000-х годах. Однако инициаторы кампании считают, что преодолеть препятствия можно посредством широкой дискуссии по проблемам университета. Осмысленный естественный спрос людей на образование иного качества приведет к изменениям.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно