27517

Систему высшего образования Беларуси ожидает очередная реформа

№ 30 от 25 июля 2012 года 25/07/2012

30_14_02Для абитуриентов, их родителей и государства изменения только в плюс – на один год меньше придется платить за учебу из госбюджета и из личного кошелька, а готовый специалист на год раньше сможет претендовать на рабочее место и получать зарплату. Трудности ожидают только преподавателей вузов, которым предстоит разработать новую учебно-программную документацию без ущерба для объема необходимых знаний. Первой такой переход осуществила Академия управления при Президенте Республики Беларусь. В интервью «АиФ» проректор по учебной работе Академии управления Сергей ШАВРУК рассказал, насколько сложным оказался этот период и что ожидает студентов, которые уже с сентября этого года начнут получать образование по новым правилам.

- Переход на сокращенный, 4-летний, срок обучения связан с международным позиционированием белорусской системы высшего образования и со вступлением Беларуси в Единое экономическое пространство, где подходы к структуре и содержанию высшего образования должны быть схожими. В России и Казахстане давно действует 2-ступенчатая система высшего образования, и первую степень (бакалавр) учащиеся получают, как и в большинстве стран Европы, за 4 года. Исключая, конечно, специфические специальности: например, медицину. Кроме того, с созданием Таможенного союза, формированием ЕЭП активизировалась миграция рабочей силы, в том числе и специалистов, имеющих высшее образование, и сразу же встал вопрос о совершенствовании системы взаимного признания дипломов в тройке стран-участниц. Особенно это актуально для отношений в сфере образования между Беларусью и Россией.

- Сергей Валентинович, идея перехода на 4-летний срок обучения была озвучена президентом Беларуси осенью прошлого года. Академия управления очень оперативно справилась с поставленной задачей. В чем заключаются новые подходы к организации процесса обучения?

- Сокращение сроков обучения связано с созданием практически нового пакета учебно-программных документов. К тому времени, когда решение о сокращении сроков обучения было принято на уровне Министерства образования, у нас в Академии был создан серьезный задел по всем трем специальностям подготовки на первой ступени высшего образования: «Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика» и «Управление информационными ресурсами». В силу сдвоенности этих специальностей  - по ним обучаются не только будущие экономисты, юристы и IT-специалисты, но ещё и управленцы, – было непросто сбалансировать по сути дела две специальности в одном учебном плане. Решить эту задачу нужно было качественно и в короткие сроки. И нам удалось своевременно подготовить проекты типовых учебных планов. Большим подспорьем в выполнении этой работы явилось и то, что наш Научно-исследовательский институт теории и практики государственного управления давно уже занимается изучением содержания компетентности управленческого труда. Результаты многолетних исследований были также использованы при наполнении учебных планов конкретным содержанием и подготовке образовательных стандартов. На сегодняшний день я могу констатировать, что типовые учебные планы по трем вышеназванным специальностям с 4-летним сроком обучения утверждены в установленном порядке Министерством образования и согласованы с Администрацией Президента Республики Беларусь.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. Чтобы увеличить практическую направленность подготовки кадров, в новых учебных планах мы значительно увеличили объем практических занятий. Также было увеличено количество практик: если раньше их было три, то теперь будет четыре, и их объем составит 10% от общего объема учебного времени. Это должно обеспечить повышение качества их проведения, способствовать реальной готовности выпускников к выполнению профессиональных функций с первых дней работы. При этом третья и заключительная преддипломная практики будут проходить на будущих рабочих местах выпускников Академии.

Без потери качества

- Чем все-таки пришлось пожертвовать? Какие принципиальные изменения произошли в учебных планах и программах?

- Продолжительность учебного процесса сократилась более чем на 1000 часов. Был оптимизирован социально-гуманитарный блок. Несомненно,  расширены возможности базовой подготовки при одновременном переносе дисциплин специализации на вторую ступень высшего образования. В магистратуре будет обеспечена «подгонка» и «шлифовка» обучающегося под конкретное направление профессиональной деятельности, специфику отрасли, уровень управления. Так что сегодня стоит задача по открытию разнообразных, востребованных рынком труда практико-ориентированных магистерских программ, которые могли бы «впитать» всех желающих повысить свой образовательный уровень после завершения обучения первой ступени.

Кроме того, усилятся требования к самостоятельной работе студентов, так что нагрузка на них возрастет, и значительно. Значительно шире в образовательном процессе будут использоваться IT-технологии, что компенсирует потерю учебного времени. Главное – качественный уровень подготовки специалистов при этом не пострадает.

Магистратура

- Сейчас процент поступающих в магистратуру очень небольшой, а значит, далеко не все желающие смогут продолжить учебу на второй ступени, чтобы получить углубленную подготовку...

- На мой взгляд, каждый способный выпускник после завершения обучения на первой ступени, желающий поступить в магистратуру, должен иметь такую возможность. Но сегодня вузы только разворачивают работу по созданию широкого спектра магистерских программ практической направленности. Я думаю, что в ближайшее время выпускники первой ступени получат самые разнообразные предложения в этом плане. Требует правового уточнения статус магистра как человека, претендующего на определенные должности в реальном секторе экономики, в государственном управлении. Решение этого вопроса повысит заинтересованность выпускников в продолжении обучения на второй ступени высшего образования, так как позволит изначально претендовать на более высокие должности и получать более высокую зарплату по сравнению с выпускниками первой ступени. Чтобы изменить ситуацию, учреждения высшего образования  должны также совершенствовать инфраструктуру, которая позволит увеличить количество обучаемых в магистратуре, возможно, за счет сокращения мест на первой ступени обучения. Это высвободит преподавательский ресурс для обслуживания второй ступени.

Престиж

- Как подвести рынок труда к тому, чтобы магистранты могли претендовать на более высокие должности и более высокие зарплаты? Далеко не все работодатели сегодня заинтересованы в таком подходе в связи с экономической ситуацией в стране.

- Если будет соответствующее правовое поле, работодателю придется играть по его правилам. Человек, который успешно освоил магистерскую программу, является обладателем более широкого круга специальных компетенций, поэтому он должен иметь дополнительные стимулы – и финансовые, и карьерные. Еще в 80-х годах, когда мне пришлось изучать систему оплаты труда выпускников американских университетов, я обнаружил, что зарплата магистра – это плюс 15-20 тысяч у.е. в год к зарплате бакалавра. Возможно, наши работодатели тоже когда-нибудь придут к пониманию необходимости стимулировать обладателя более высокой квалификации, но для этого, повторюсь, необходимо соответствующее правовое поле. Если такие изменения произойдут, будут положительные сдвиги в повышении эффективности функционирования государственной машины и реального сектора экономики, и в конечном итоге - в успешном решении всего комплекса социально-экономических задач, стоящих перед Беларусью.

- Последний вопрос: будет ли распространяться опыт Академии управления по переходу на 4-летний срок обучения на другие учреждения образования, готовящие кадры в области управления?

- Конечно. Все вузы, которые готовят или собираются готовить кадры в сфере управления, обязаны перейти на типовые учебные планы, которые разработаны в нашей Академии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно