24004

Общество знаний

№ 28 от 14 июля 2010 года 14/07/2010

Некоторые страны-лидеры сегодня уже серьезно ставят вопрос о введении обязательного высшего образования. Лиссабонская стратегия также предусматривала, чтобы в ЕС 85% молодых людей в возрасте до 22 лет к 2010 могли получить доступ к высшему образованию. И хотя этот показатель пока не достигнут, тенденция налицо: современный рынок труда требует специалистов  с высшим образованием. Значит, скоро это коснется и Беларуси, которая, кстати, тоже декларирует свое желание перейти к экономике и обществу знаний. Сможем ли мы ответить на вызов? Это стало одной из тем обсуждения на конференции «Взаимодействие между рынком труда и образованием» с участием белорусских экспертов и представителей Европейского фонда образования.

Вузы - не мобильны

По количеству студентов – 430 на 10 тысяч человек - Беларусь выглядит неплохо. Число студентов за счет платного образования продолжает расти.

- Но при этом финансирование сферы образования сокращается, что снижает качество образования, - обозначила одну из проблем Нина БОГДАН, декан Белорусского государственного экономического университета. (В 2006 году на образование тратилось 6.1% от ВВП, в 2009 – 5.2%. - Ред.). Квалифицированный персонал в Беларуси есть – 23,8% среди занятых в экономике имеют высшее образование, что соответствует показателям европейских стран, - но этот процент не обеспечивает инновации, не влияет на рост производительности труда. На качестве высшего образования, считает Нина Богдан, негативно сказывается чрезмерная зарегламентированность системы.

- Чтобы изменить/подготовить учебные программы, нужно много усилий и времени для согласования. Это, естественно, мешает оперативно реагировать на запросы рынка труда. Кроме того, вузы не автономны, они не могут тратить самостоятельно, в том числе на повышение качества, даже те ресурсы, которые сами зарабатывают на платном обучении. Не способствует развитию современного образования и слабая мобильность педагогических кадров. Среди всех научных сотрудников, которые участвуют в международных стажировках, преподаватели вузов составляют лишь 6%. Кроме того, по уровню докторантов среди молодых преподавателей наша страна существенно отстает, углублять знания и получать степень в образовании для молодых людей становится непрестижным. Кто же тогда будет учить? Нет у нас и адекватного механизма возврата наших высококвалифицированных кадров из-за рубежа. Студенты, защитившие диссертацию и получившие докторскую степень за рубежом, должны приложить большие усилия для защиты ее в Беларуси.

Стабильность или развитие?

- Сегодня мы стоим перед дилеммой: стабильность или развитие, -  высказала свое видение проблемы кандидат педагогических наук Cветлана МАЦКЕВИЧ, эксперт Агентства гуманитарных технологий. - От решения этой дилеммы и будут зависеть будущие образовательные стратегии и состояние рынка труда: будем ли мы, как и сегодня, готовить специалистов под сложившуюся структуру экономики, имея официальную низкую безработицу и низкий КПД, или предлагать опережающее образование, эффективную систему переквалификации.

По данным исследования Европейского фонда образования, в Беларуси быстро растет доля предприятий, которые заявляют, что недостаточные профессиональные навыки их сотрудников существенно мешают развитию дела. Если в 2005 году таковых было 33%, то в 2009 уже 55%.

Образование для уволенных

Экономист Сергей ЧАЛЫЙ указал еще одну проблему белорусского рынка труда – это избыточная занятость на промышленных предприятиях.

- При этом никаких сокращений не проводится – это табу. Пока у нас поддерживается избыточная занятость, у нас не будет резерва для развития.

Но никакой подушки безопасности для потенциально уволенных при либерализации экономики (проект директивы президента №4 о либерализации уже есть и там есть пункт о либерализации рынка труда) система образования тоже пока не предлагает.

КСТАТИ

В проекте программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг. на образование предлагается выделить 8-8,5% от ВВП.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно