2679

«Я учила детей лесорубов. Они могли сказать: «На фига мне ваш Бетховен?..»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 44. Жилье в аренду 02/11/2021

О проблеме школьного буллинга сказано уже много. Но что делать, если объектом травли становится учитель? Как договориться с неуправляемым учеником? Может ли учитель справиться без помощи родителей? Педагоги делятся опытом.

«Поставьте «Ласковый май!»

Ольга, преподаватель фортепиано, пения и музыки, стаж - 30 лет:

- Когда-то мне пришлось работать на Сахалине, учить детей лесорубов. Они могли спокойно сказать: «На фига мне ваш Бетховен? Поставьте «Ласковый май!» Начала искать подход. Рассказывала истории. Им было интересно узнать, что Моцарт умер во время сочинения таинственного заказа - «Реквиема». А романсы, например, были историями несчастной любви, которые они могли понять. Вот тогда они слушали новую музыку.

Если в классе шум, то можно просто помолчать и не реагировать. Детям надоедает, и они успокаиваются. А потом надо умудриться увлечь их рассказом о предмете или около предмета. Любопытство ещё никто не отменял.

И нельзя показывать страх, не стоит повышать голос. Но и заискивать нельзя. Надо быть добрым, но твердым. Еще надо быть интересным, а это требует собственных знаний и умений.

А вообще ничего такого критического за 30 лет работы в школе не было. Зато мы сами, когда учились, мучили студентов-практикантов. Особенно доставалось тем, кто нервничал, а мы чувствовали этот страх. Однажды «достали» молоденького мальчика-физика, он в бешенстве разбил стул об учительский стол. Больше мы его не видели, подозреваю учительскую «травму»...

Все под контролем

Александр, учитель математики в частной школе, стаж - 3 года:

- Неконтролируемых детей не бывает. У каждого ребёнка есть свой «тормоз». Важно найти его, и тогда ученик становится вполне управляемым. Когда в госшколах по 30 и более учеников в классе, то у педагога просто физически нет возможности подобрать ключики ко всем. Поэтому я за небольшие классы.

Не надо думать, что воспитание ребенка - проблема только родителей. Но если родители самоустраняются, считая, что воспитанием должна заниматься школа, - это тоже ошибка. Воспитание - совместный процесс педагогов и родителей.

Быть стойкой

Наталья, учитель иностранного языка, стаж - 20 лет:

- Часто бывает так, что подросток, лидер класса, самоутверждается за счет учителя. 20 лет назад пришлось наблюдать, как «троллили» немолодого педагога, подкладывали ему кнопки на стул, разрисовывали пиджак мелом. Но он был настолько увлечен своим предметом, что как будто не замечал этого всего. И мне кажется важным, что в педколлективе этот преподаватель тоже не пользовался уважением в силу как раз тех же особенностей характера, за которые дети его считали слабым. Ну не умел он прикрикнуть, стукнуть по столу, был «не от мира сего». Думаю, дети понимали, что этого учителя «свои» не защитят.

Мне кажется, дети должны чувствовать силу, спокойствие, «взрослость» педагога. Это все сложно. Понимаете, сейчас дети всегда с телефоном, это и хорошо, и плохо с точки зрения создания коммуникаций. Ведь ребенок, с одной стороны, защищен от агрессии учителя, он может зафиксировать ее в любой момент. Но, с другой стороны, учителя могут довести до крика, а потом снять только этот фрагмент.

Быть педагогом сложно, но интересно. Я не жалею, что пришла в профессию, она меня научила быть более стойкой.

МНЕНИЕ

Татьяна КЕЦКО, психолог, старший преподаватель БГПУ им. М. Танка, магистр педагогических наук:

- Наиболее склонны к девиантной форме поведения школьники подросткового возраста. Нелюбимый ими учитель подвергается шуткам и высмеиванию. Протест может выражаться в открытой форме, когда поручения учителя не выполняются, задания остаются «неуслышанными». В настоящее время ученики используют социальные сети с целью «довести» учителя, размещая неприятный для учителя контент, создавая «фейковые» страницы. Буллингу могут подвергаться как начинающие учителя, у которых мало опыта, так и подверженные эмоциональному выгоранию, а также учителя с большим стажем работы.

Главным средством противодействия ученическому насилию являются авторитет учителя, глубокие профессиональные знания. Я рекомендую группы поддержки учителей, где под руководством опытного педагога, педагога-психолога в кругу единомышленников можно обсудить сложившуюся ситуацию и вовремя найти эффективное решение.

Если учитель робеет перед уроком, я посоветую ему представить себе всех учителей, которые его учили, внесли свой вклад в его становление, ощутить их силу, мысленно поблагодарить, проникнуться их уверенностью и… смело войти в класс!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно