«Ворон» на разведке
На стенде Московского авиационного института множество летательных аппаратов, космических двигателей, роботов для исследования других планет. Здесь можно сесть за штурвал виртуального самолёта, задать вопросы разработчикам. Всеобщее внимание привлекает устройство, похожее на модель вертолёта. Но, оказывается, это вовсе не модель, а действующий беспилотный летательный аппарат - «Ворон-700». Машина предназначена для разведки и наблюдений - может с воздуха следить за противопожарной обстановкой, лесными массивами, состоянием газо- и нефтепроводов. В боевых условиях задачи будут, разумеется, другими.
«Комплекс состоит из самого вертолёта и рабочего места пилота-оператора, который дистанционно управляет им с земли, - рассказали студенты МАИ. - Максимальный взлётный вес - 80 кг, масса полезной нагрузки - 30 кг. На сегодняшний день эта характеристика - одна из самых высоких на российском и зарубежном рынках среди беспилотников».
Аппарат способен подниматься до высоты 4,5 км, и он невидим для радаров на высоте от 300 м. Продолжительность полёта при полной загрузке составляет 2,5 часа. Полезная нагрузка при этом (в данном случае - дорогостоящая аппаратура для аэрофотосъёмки) размещается в так называемой зоне безопасности - в случае аварийной посадки она останется цела и невредима».
На что годитесь?
Научно-исследовательский институт нормальной физиологии им. Анохина РАМН представил программно-аппаратный комплекс, который умеет оценивать индивидуальные психофизиологические особенности человека и выдавать рекомендации: как повысить его личностную эффективность (пригодится и ему самому, и работодателю) и достигнуть наивысшего результата без потерь для здоровья. Система способна раскрыть даже те ваши качества, о которых вы сами не подозреваете! Для этого аппаратура снимает энцефалограмму и кардио-респираторные показатели (ритмы сердечной деятельности и дыхания), исследует позу испытуемого в специальном кресле. Один из предлагаемых тестов похож на компьютерную «стрелялку»: кликом мыши вы стреляете в движущуюся цель, стараясь попасть в неё как можно быстрее. В зависимости от выбранной тактики программа оценивает ваши качества - склонность к риску, скорость обучения, стабильность, особенности принятия решений, умение пережить ошибку и сделать выводы. То есть то, что важно знать при приёме на работу.
Корреспондент «АиФ» решил пройти этот тест. И выяснил, что у него высокие скорость обучения и эмоциональная устойчивость после ошибок. «А вот способность адаптироваться к новизне низкая. Вам рекомендуется внимательно изучать инструкции и условия выполнения заданий. Потенциал ваших возможностей соответствует должности «заместитель руководителя», - подвёл итог студент-оператор, проводивший тестирование.
А ведь пришлось всего лишь пять минут «пострелять» на компьютере в своё удовольствие.
Нано изнутри
Студенты и преподаватели Национального исследовательского технологического университета МИСиС показали на выставке полноразмерную прозрачную модель спортивного автомобиля. Нет, это не новое дизайнерское решение и не экстравагантный концепт-кар. Таким оригинальным образом публике были продемонстрированы нанотехнологии в современном и перспективном автомобилестроении. Посетители в интерактивном формате, вглядываясь в нутро прозрачной машины, могли ознакомиться с новыми технологиями. Например, противоизносными добавками на основе углеродных нанотрубок, покрытиями против коррозии, для самоочищающихся стёкол и т. п.
Среди других проектов МИСиС - лопатки для авиационных и космических двигателей из титаноалюминиевого сплава. Благодаря им снижается вес двигателя, что позволяет брать на борт больше груза. Для России это уникальный проект, а в мире конкуренцию ему составляют Германия, Япония и США. Ещё в МИСиСе изготавливают сверхтвёрдые наномодифицированные алмазные поликристаллы - их используют в строительстве, нефтегазовых и горнодобывающих комплексах. По сравнению с традиционными сплавами в 150 раз возрастает износостойкость алмазных сопл для газоструй (они режут металл и камень, как масло), в 15 раз - прочность буровых коронок. Кстати, вся газоструйная техника страны работает на соплах, выпускаемых в лаборатории НИТУ МИСиС. Иностранные аналоги дороже в 3-4 раза.
Режет и заживляет
Современная медицина требует высококачественных приборов и инструментов. Факультет фундаментальной физико-химической инженерии МГУ им. Ломоносова показал целый спектр разработок в этой области. В первую очередь - многофункциональный сапфировый скальпель с микрокапиллярными каналами. Во время хирургической операции этот чудо-прибор мгновенно анализирует состояние рассекаемой ткани по нескольким параметрам. И способен сразу заживлять кровеносные сосуды в зоне разреза!
Ещё одна разработка факультета - сапфировые иглы с микрокапиллярами. Они используются для проведения терапии и диагностики внутренних опухолей, других патогенных образований. С помощью таких игл лазерное или рентгеновское излучение адресно доставляется непосредственно к поражённому участку организма.
И ткань, и бетон
Экспозиция Московского государственного строительного университета представляла собой стройплощадку, где вовсю резвилась детвора. Одна из представленных здесь технологий - «тканебетон». Она позволяет объединить прочностные характеристики бетона с декоративными свойствами тканей. Иначе говоря, в кратчайший срок создать декоративные самонесущие конструкции или их отдельные элементы. Технология такова: специальные ткани пропитываются растворами на основе гипсовых или цементных вяжущих. Пока изделие затвердевает, вы придаёте ему нужную форму. Благодаря различным модифицирующим добавкам к раствору можно задавать будущей конструкции различные физические и механические свойства. Студенты МГСУ проводили мастер-класс по изготовлению игрушек из «тканебетона» для всех желающих.
Вечная тема
Михаил ЛЕОНТЬЕВ, тележурналист, политолог
- В Москве в рамках «энергетической недели» прошла дискуссия, на которой российские и британские учёные планировали обсудить перспективы создания вечного двигателя. Российский фонд «Сколково» накануне объявил, что «готовит научную революцию» - создание вечного двигателя «с помощью биотехнологий».
Я не знаю, можно ли создать вечный двигатель. Меня учили, что это невозможно. Но, если мировые авторитеты в области физики и энергетики взялись всерьёз обсуждать эту внешне как бы абсурдную тему, нельзя считать их сумасшедшими. Геометрия Лобачевского и теория относительности Эйнштейна были основаны на вещах, которые в своё время считались абсурдными, не соответствующими здравому смыслу. Так же и тут. Научная дискуссия такого рода, когда её ведут суперпрофессионалы, может быть продуктивна. Ёрничанье же над этим носит подзаборный и дилетантский характер. Говорят - мол, Французская академия прекратила принимать заявки на вечный двигатель. Но учёные ведь не двигатели обсуждают, не машинки и конструкторы. Научная дискуссия является ценностью сама по себе. Мировая наука - дело общее. Не думаю, что это запредельно дорого - не строительство же научного центра. Деньги тут ни при чём.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть