Рак головного мозга. Как сделать лекарства от него эффективнее

"Аргументы и факты" в Беларуси № 5. Сейте по Луне - урожай получите вдвойне! 30/01/2024
«Важно улучшать те препараты, которые уже применяются в лечении. Ведь создание нового лекарства – это не только большая трата денег (миллиарды долларов), но и многие годы работы». Public domain

В конце 2023 года Национальная академия наук выделила 10 исследований и разработок, которые уже оказали или окажут в ближайшем будущем большое влияние на науку, медицину, сельское хозяйство и прочие сферы.

В серии публикаций «АиФ» расскажет, что именно было изучено и разработано белорусскими учёными.

В актуальном материале - об исследовании, в ходе которого был «установлен синергизм новых производных изотиазола при взаимодействии с субстанциями противоопухолевых препаратов «первой линии», что обеспечивает усиление цитотоксического действия и повышает эффективность химиотерапии рака».

Проще - белорусские учёные изучают, как сделать эффективнее лекарства, которые помогают лечить рак головного мозга. Подчеркнём: в данном случае не изобретают новые препараты, а улучшают и делают безопаснее те, которые используются уже сейчас.

Три метода лечения

«Мы занимаемся поиском того, как усовершенствовать лечение онкологических заболеваний, - рассказал «АиФ» заведующий лабораторией химии гетероциклических соединений Института физико-органической химии НАН Беларуси, академик, доктор химических наук, профессор Владимир ПОТКИН. – В клинической онкологии доминируют три метода лечения: хирургическое удаление опухоли, лучевая терапия и химиотерапия. Наше исследование сосредоточено на последнем – химиотерапии, т. е. медикаментозном воздействии на опухоль».

Увы, препарат не может уничтожать только раковые клетки. Он затрагивает и здоровые, что плохо влияет на общее самочувствие человека. Один из вариантов решения этой проблемы - уменьшить дозировку. Но тогда эффект от лечения будет слабым. Поэтому перед учёными стоит задача – добавить в существующие лекарства вещество, которое снизит дозировку и усилит при этом воздействие препарата. Это и называется синергизмом.

Вместе они - сила!

«Синергизм – это комбинированное действие лекарственных веществ на организм, при котором эффект превышает сумму действий компонентов. Исходя из лабораторных испытаний, изотиазол (синергист) даёт этот эффект вместе с цисплатином (препарат, который часто применяется в медицине для лечения рака): позволяет снизить дозировку лекарства и повысить эффективность, - продолжает Владимир Поткин. - Используя специальные программы расчёта высокого уровня и мощный суперкомпьютер, удалось определить, что происходит, если «соединить» цисплатин и изотиазол. Выяснили, что лекарство и вещество объединяются в единую систему. Она приобретает новые свойства, и синергист первый взаимодействует с опухолью, «подготавливая почву» для лекарства. После он за собой «тянет» цисплатин, усиливая его эффект даже при сниженной дозе препарата».

Расчёты и испытания

«На данном этапе мы ищем обоснования и объясняем, как работает синергизм. И хоть этот термин существовал ранее, но механизм проявления синергизма до сих пор не ясен. Мы не только проводим расчёты, но и выполняем лабораторные испытания на клеточном уровне. Результаты с изотиазолом получены положительные. В дальнейшем на основе наших данных и разработанных нами методик можно будет искать наилучшие комбинации, совершенствовать лекарства, - поясняет Владимир Поткин. - Мы не занимаемся разработкой «таблетки от рака». Важно улучшать те препараты, которые уже применяются в лечении. Ведь создание нового лекарства – это не только большая трата денег (миллиарды долларов), но и многие годы работы».

ФАКТЫ

• Исследования проводит команда из пяти учёных различных специальностей: академик, профессор, доктор химических наук Владимир Поткин, академик, профессор, доктор физико-математических наук Сергей Килин, академик, профессор, доктор медицинских наук Владимир Кульчицкий, кандидат физико-математических наук Александр Пушкарчук и кандидат химических наук Ирина Колесник.

• Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Scientific Reports («Саентифик Репортс»). Статья получила большой отклик и положительные рецензии от ведущих зарубежных учёных.

• Работы продолжаются на новых препаратах и новых синергистах.