1660

Принцы и нищие. Правда ли, что дети богатых умнее своих бедных сверстников?

Школьники на Олимпиаде.
Школьники на Олимпиаде. / Александр Филиппов / АиФ

Дети из богатых семей лучше учатся, имеют более высокий IQ, утверждают исследования. Получается, если ты родился в бедной семье, обречён быть менее образованным?

Однако в жизни всё намного сложнее. Да, материальная обеспеченность и положение родителей дают больше возможностей для получения лучшего образования. И дети из обеспеченных семей зачастую имеют лучшую успеваемость. Это подтвердили, например, исследования, проведённые сотрудниками Высшей школы экономики. Даже уровень школы имеет меньшее влияние на оценки, чем социально-экономический статус родителей. Есть подобные исследования и в мире.

«По результатам международных исследований достижений школьников выявлены признаки, определяющие эффективную школу, которая даёт хорошие, устойчивые результаты учащихся, — говорит руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — И во всех странах комбинация таких факторов, как безопасность, качество педагогов, образовательные технологии, инфраструктура, объясняет эффективность школы. Из 34 стран только в России и Чехии ни один из этих факторов не работает без добавления социально-экономического статуса семей. Получается, без содействия семей в получении образования мы не справляемся с задачей доступности качественного образования. Мотивированные благополучные семьи с высокими доходами с самого раннего возраста начинают вкладываться в образование детей. Детям, которые не обладают такими ресурсами семьи, требуется гораздо больше усилий, чтобы демонстрировать такие же результаты».

«Детей надо лучше кормить»

«Я бы не стал так уж слепо доверять результатам подобных исследований, — не соглашается завотделом Центра развития стратегии образования МГУ Константин Зискин. — Единственное, что можно более-менее объективно описать, — это, действительно, уровень дохода. Всё остальное — программы, качество педагогов и т. д. — спорные основания в оценке эффективности. Кому-то нужно, чтобы был строгий учитель, другим — более демократичный, одним подходит одна программа обучения, другим — иная.

Что ещё важно. Детей в школе надо лучше кормить. На качество выпускников школьное питание влияет не менее сильно, чем качество учителей. Как мы знаем, мозг — самый энергопотребляющий орган организма. Есть такая точка зрения, что экономический рост послевоенного времени в 1960-е гг. в Европе связан не с тем, что дети после войны пошли в школы и получили образование, а с тем, что их просто накормили. 

А что касается богатых и бедных, то тут тоже не всё так прямолинейно. Есть немало весьма обеспеченных родителей, которые своими детьми особенно не занимаются — отдают в закрытые спецшколы или пансионы. А по кружкам с детьми бегают родители среднего достатка. Успех в учёбе скорее связан с уровнем образования отца с матерью. Если родитель — работник интеллектуальной сферы, имеет высшее образование, скорее он будет более внимателен к образованию детей. Но, опять-таки, необязательно. Бывают очень успешные люди из самых низов, бывают крайне неуспешные из верхов. Да и что такое этот успех? Если у нас, например, ты получил высшее образование и стал врачом или учителем в провинции, то ты успешен или нет? Можно чуть изменить показатели, определение успешности, провести исследование, и, наоборот, окажется, что успешные дети — это более бедные.

Но даже если допустить, что исследование объективно, — вопрос: что с этим делать? Лучше начать с просветительской работы с родителями: как уделять внимание детям, как их развивать. Может, государству имеет смысл задуматься — а не сделать ли в школах все дополнительные занятия для детей бесплатными?» 

Не в деньгах счастье?

«Конечно, деньги — это преимущество для получения хорошего образования. Но многое зависит от мотивации, отношений детей с родителями, образа жизни, стратегии поведения, которую транслируют в семье, — считает доцент кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ и департамента психологии НИУ ВШЭ Елена Чеботарёва. — Та же мотивация помогает найти какие-то менее затратные способы для получения хорошего образования. Просто требуется больше инициативы, больше усилий, чтобы найти бесплатные ресурсы. Я знаю много случаев, когда люди именно из неблагополучных семей добились очень заметных успехов. Когда я спрашивала, как им это удалось, они говорили, что, например, у них, несмотря ни на что, были хорошие отношения с родителями. И ребёнок сильно старался, чтобы о его семье ничего плохого не думали, — учился, добивался успеха в спорте, творчестве. А есть и другая сторона медали, когда в очень богатых семьях вырастают неблагополучные дети. Это история про потерю контакта с родителями. Дети хотят внимания, а родители вместо этого — репетиторов, заграничные школы. Конечно, тогда дети бунтуют».

По мнению Елены Чеботарёвой, много зависит от того, в чём семья видит смысл денег. «Одни деньги используют как ресурс, считая, что они дают возможности для развития. А для других это спасение от страхов, тревог, гарантия выживания, — отмечает она. — Те, кто с помощью денег спасается и защищается, часто детей запугивают: не будешь учиться — пойдёшь работать грузчиком, курьером, таксистом (раньше говорили — дворником). Если ребёнку ставится задача получить хороший диплом, чтобы устроиться на хорошую работу, то он знаниями не интересуется. Ему важно „корочки“ получить. И совсем другое дело, когда при деньгах ещё есть интерес, любопытство, потребность в самовыражении, творчестве.

И всё же важнее денег мотивация и восприятие мира. Чтобы реализовывать себя, в современной жизни не всегда нужны большие ресурсы. Можно придумать, как удовлетворить интересы детей и давать им знания об окружающем мире бесплатно или недорого. Если у самих родителей есть интерес к жизни, кроме зарабатывания денег, то они то же самое транслируют детям. И если при этом у них хороший контакт с ребёнком, то у него много психологических ресурсов, чтобы развиваться.

Трудная жизненная ситуация часто даёт больше возможностей для творчества и поиска. Купить легко. А вот найти способ, как сделать что-то без большого количества денег, — это уже саморазвитие». Потому что деньги для детей — это ведь очень часто полная вседозволенность и избалованность.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно