В Беларуси впервые начали готовить андрагогов – специалистов по образованию взрослых.
«АиФ» решил разобраться, для чего нужны такие специалисты и кто может ими стать. Наш собеседник – Елена КАСЬЯНИК, кандидат психологических наук, проректор по учебной работе Республиканского института профессионального образования.
- Не секрет, что в настоящее время население во многих странах мира стареет быстрыми темпами, - говорит Елена Касьяник. – С другой стороны, наблюдается быстрый рост технологий, да и в принципе сейчас мир очень быстро меняется. Нам уже трудно представить себя без цифровых технологий, смартфонов, Интернет вещей уже стал нормой, автоматизация окружающих процессов идет быстрыми темпами. Поэтому тот, кто сегодня востребован на рынке труда, завтра теряет свою востребованность, и ему необходима либо дополнительная профессиональная подготовка, либо переподготовка. Правило обучения в течение всей жизни все сильнее проникает в нашу жизнь. А это уже вызов системе образования.
На протяжении всей жизни
У нас в республике функционируют более 400 учреждений образования, занимающихся обучением взрослых, немало и иных организаций, оказывающих данные услуги. Несмотря на большой спектр учреждений, в стране отсутствовала система подготовки специалистов в области образования взрослых - андрагогов. Многие андрагогические компетенции приобретаются интуитивно или опытным путем. Поэтому возникла идея создать систему обучения, чтобы педагоги, обучающие взрослых, могли владеть методикой проектирования и обучения взрослых, основанной на психологических, психофизиологических и социальных особенностях взрослого человека, его интересах и ценностях. Ведь взрослому человеку не нужно начинать с нуля, у него есть багаж знаний, опыт, приобретенный в рамках основного образования или неформального обучения. А составить и реализовать программу обучения с учетом предшествующих знаний намного сложнее, чем обучать с нуля.
Наша цель - подготовить специалистов, которые будут обучать взрослых на протяжении всей жизни с учетом вызовов современной экономики и индивидуальных потребностей каждого.
- Где андрагоги будут проводить обучение?
- Спектр большой: и в учреждениях дополнительного образования взрослых, высшего и профессионального образования, и в учреждениях культуры, библиотеках, занимающихся просвещением взрослого населения, и в системе дополнительного образования в здравоохранении, и в cистеме неформального образования.
В новых условиях
- Можно сказать, что андрагоги помогут тем людям, которые не спешат выходить на пенсию и хотят продолжать трудовую деятельность, но из-за недостаточных компетенций проигрывают молодым специалистам, имеющим новые, современные знания?
- Конечно, андрагоги будут востребованы и среди лиц золотого возраста. Поскольку именно они могут квалифицированно помочь людям предпенсионного и пенсионного возраста освоиться в новых социальных условиях, найти новые грани себя, а может быть, освоить и новую компетенцию, цифровые технологии и иные важные навыки. Учиться можно в любом возрасте, важно, чтобы рядом был тот, кто мог бы сориентировать в мире возможностей.
Традиционно считается, что профессиями для пенсионеров являются вахтер, сторож, консьержка, продавец и т. д. Но мир меняется, меняются технологии и широта возможностей. При освоении лицами пенсионного и предпенсионного возраста интернет-технологий цифровой мир распахнет перед ними двери. Станут доступными такие профессии, как консультант по телефону (колл-центры), корректор, модератор форумов, виртуальный экскурсовод и т. д.
Хобби для пенсионеров может стать источником нового дохода. Если, допустим, вы умеете печь вкусный хлеб – можно освоить профессиональную программу по хлебопечению (андрагоги помогут), стать блогером, завести свой аккаунт в соцсетях (цифровые андрагоги готовы помочь), делиться своими видео, как печь лучший хлеб, проводить вебинары – и успех вам гарантирован.
В ТЕМУ
Квалификация «андрагог» является достаточно молодой педагогической профессией. Однако многие европейские страны могут похвастаться уже практически пятидесятилетней историей подготовки специалистов по данному профилю. Так, например, в Германии университетский диплом по данной специальности (или по педагогике со специализацией «образование взрослых») можно получать с 70-х гг. ХХ века. Сегодня несколько десятков университетов предлагают образование как на уровне традиционного высшего образования (с получением диплома), так и в рамках двухуровневой системы (бакалавриат и магистратура).
На постсоветском пространстве первыми академическое образование для специалистов по обучению взрослых ввели балтийские государства. Украина и Молдова также в настоящее время обсуждают возможность введения такой специализации в университетах.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть