3860

Режиссёр Андрей Шальопа: «Новый взгляд» не видит Великой Победы

Горячие споры о событиях давнего и недавнего прошлого не прекращаются в нашем обществе. В год 70-летия Победы особое внимание привлечено к героям Великой Отечественной войны. В начале июля 2015 года публикация на сайте Государственного архива Российской Федерации, поставившая под сомнение подвиг 28 героев-панфиловцев, вызвала настоящий шквал эмоций.

"АиФ" решил поговорить о героях-панфиловцах и нашем отношении к своей истории с продюсером и режиссёром одного из самых ожидаемых отечественных кинофильмов «Двадцать восемь панфиловцев» Андреем ШАЛЬОПОЙ.

«Никаких оснований для вывода, что боя и подвига не было, в этом документе найти нельзя»

Андрей Сидорчик, «АиФ»: Андрей, на сайте Государственного архива России 7 июля была опубликована справка-доклад главного военного прокурора Афанасьева по итогам проведённого в 1948 году расследования, из которой следует, что подвиг 28 панфиловцев — вымысел военных корреспондентов газеты «Красная звезда». Какова ваша точка зрения по этому поводу?

Андрей Шальопа: Знаете, мне очень давно и весьма часто приходят письма, которые начинаются со слов: «Зачем вы снимаете фильм о 28 панфиловцах, ведь давно доказано, что этого не было». Я очень рад, что наконец появился этот скан. Это, собственно, единственный документ, на основании которого когда-то был сделан этот смелый вывод. Пусть те, кто считает, что подвига не было, внимательно его прочитают. В справке ясно сказано, что 16.11.1941 г. у разъезда Дубосеково был бой, в котором сражался личный состав 4-й роты 2-го батальона 1075 полка «панфиловской» дивизии. Большая часть роты погибла. А также в документе сказано, что 28 фамилий корреспонденту назвал командир этой самой роты —капитан Гундилович, павший в апреле 1942 г. Никаких оснований для вывода, что боя и подвига не было, в этом документе найти нельзя. Если кто-то ставит перед собой задачу развенчать «миф», то документ для этого не очень подходит.

— О существовании данной справки известно давно. Глава Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, опираясь на данный документ, неоднократно выступал с заявлениями, что героев-панфиловцев не было — «это один из мифов, насаждавшихся государством». В последний раз эта тема вызвала бурную дискуссию в 2011 году, в год 70-летия битвы под Москвой. С чем, на ваш взгляд, связана новая волна «разоблачения мифа»?

— Не знаю. Могу предположить, что это связано с возросшим интересом к подвигу 28 панфиловцев, который возник благодаря нашему фильму. Но, возможно, причина совсем в другом.

«Наш фильм будет рассказывать о легендарном сражении»

— Вы являетесь режиссёром фильма о подвиге панфиловцев, который будет базироваться на канонической версии событий, принятой в Советском Союзе. Есть ли у картины военные и исторические консультанты, какие документы легли в основу картины?

— В основу сценария легли все доступные документы, которые я смог найти. Это и публикации, и интервью, и художественная литература, а также фото и киноматериалы. У нас, конечно, есть и военные, и исторические консультанты.

— Как известно, из 28 панфиловцев у разъезда Дубосеково погибли не все. Это факт найдёт отражение в вашей картине? Насколько вообще в фильме будет уделено внимание конкретным личностям и их судьбам?

— Я не хочу рассказывать о содержании картины. Мы и так очень сильно приоткрыли завесу тайны. В сети уже очень много материалов о фильме, кадры из фильма и даже целые сцены, по которым можно судить о будущей картине. Скажу только одно: наш фильм называется «Двадцать восемь панфиловцев», и он будет рассказывать именно о легендарном сражении.

Актёры и участники съёмочной группы фильма, ноябрь 2013. Фото предоставлено съемочной группой фильма «28 панфиловцев»

«Помощь приходила с неожиданной  стороны»

— В последние годы в России было снято немало картин о Великой Отечественной войне, позиционировавшихся как «новый взгляд» на историю. Практически все они провалились в прокате и получили крайне негативные отзывы зрителей. В чём, на ваш взгляд, причина такого отношения?

— Причина, возможно, в том, что «новый взгляд» не видит того, что Великая Отечественная война закончилась Великой Победой. Нашей Победой. И случилась эта победа благодаря тому, что наши предки были героями. Зрителю вряд ли должно понравиться кино о том, что его дед был трусом и предателем. Особенно если зритель знает, что его дед был героем.

— Классический «советский» взгляд на войну вызывает сильное раздражение у той части российского общества, которую принято называть либеральной. Вам приходилось во время работы над фильмом сталкиваться с противодействием со стороны либерально настроенных граждан?

— Нет, мы никогда не сталкивались ни с каким противодействием фильму. Наоборот, нас поддержало очень много людей — и не только участием в краудфандинге. Многие — и молодёжь, и взрослые люди, и пенсионеры — предлагали самую разную помощь: участвовать в съёмках, помогать в их организации, информационно поддерживать проект, писать о нас в социальных сетях и так далее. Помощь приходила с неожиданной стороны. Например, к нашему проекту подключилась военно-историческая игра War Thunder, посвящённая технике периода Второй Мировой войны. И игроки, и разработчики игры в итоге всесторонне поддержали проект и присоединились к его созданию.

Кадр со съёмочной площадки фильма «Двадцать восемь панфиловцев». Фото предоставлено съёмочной группой фильма «28 панфиловцев»

«Информационная война давно идёт на нашей территории»

— Акция «Бессмертный полк», собравшая в мае миллионы людей, подверглась мощной информационной атаке со стороны тех, кто пытался очернить её. В преддверии появления вашего фильма, на съёмки которого люди собрали миллионы рублей, в очередной раз поднимается тема «мифа о панфиловцах». Вам не кажется, что «холодная война» сегодня идёт не столько за пределами России, сколько внутри страны?

— Информационная война, как мне кажется, давно идёт на нашей территории. Уж не знаю, проигрываем ли мы её, но несём большие потери — это точно.

— В истории любой страны существуют знаковые события, вокруг которых с годами образуется «исторический миф». Легендарные 300 спартанцев не были единственными греками, сражавшимися при Фермопилах, штурм Бастилии не имел решающего значения для Великой Французской революции. Но в других странах пересматривать собственную историю не хотят. Почему у нас нет подобного уважения к себе и своим предкам?

— У нас есть уважение. У нас очень многие понимают, что знаковые события, вошедшие в основу легенд, — это святыни. Они перестают принадлежать истории. Они становятся частью культуры народа и обретают совсем другую ценность и значимость. Я думаю, и в Греции и во Франции тоже есть люди, для которых легендарные подвиги как кость в горле. Такие люди везде есть. Мне кажется, они просто не верят в лучшие человеческие качества — потому что сами ими не обладают.

Кадр со съёмочной площадки фильма «Двадцать восемь панфиловцев». Фото предоставлено съемочной группой фильма «28 панфиловцев»

«Мы планируем всё завершить к концу осени»

— На какой стадии в данный момент находится работа над картиной «Двадцать восемь панфиловцев»?

— Мы закончили натурные съёмки, и сейчас подходит к концу период павильонных съёмок. Дальше мы выходим на постпродакшн и планируем всё завершить к концу осени.

— Мы уже говорили о том, что работа над проектом начиналась со сбора народных пожертвований на фильм, и лишь после того, как были собраны народные миллионы, к финансированию подключилось государство. Вы ощущаете ответственность перед теми, кто вам поверил и сейчас с нетерпением ждёт выхода фильма?

— Конечно, ощущаю. Я очень хочу, чтобы все, кто нам помогал, вышли из кинотеатра с чувством, что они в нас не ошиблись.

Андрей Сидорчик

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно