Недавно в арт-деревне «Каптаруны» во второй раз прошел Международный кинофорум, организованный в рамках проекта «Хронотоп». «Хронотоп» - это экспериментальная площадка по производству и продвижению независимого кино.
В рамках форума был организован кинолагерь, где за пять дней участникам нужно было снять свое кино. Чтобы раздвинуть рамки их сознания, организаторы форума составили нестандартную кинопрограмму. Многие фильмы действительно «взрывают» сознание. О двух таких работах и пойдет речь. Их объединяет нетипичный ракурс на историю, который удивительным образом приближает зрителя к сути вещей.
Забытый шедевр
Фильм «Восточный коридор» напрямую касается истории нашей страны. Он рассказывает о деятельности минского подполья во время Великой Отечественной войны и был снят на киностудии «Беларусьфильм» еще в 1966 году.
Критики называют его «малоизвестным шедевром советского поэтического кино 60-х». Такого «Беларусьфильма» широкий зритель действительно не видел! Если бы не «то время», имена режиссера Валентина Виноградова и нашей киностудии зазвучали бы в мировом кинематографе так же громко, как, например, имя Андрея Тарковского. Но советская номенклатура задвинула фильм на задворки.
- Когда я увидел «Восточный коридор», то был потрясен, - рассказывает организатор кинофорума и «Хронотопа», режиссер Андрей КУДИНЕНКО. - Я тут же решил снять фильм о режиссере, так как на тот момент он был еще жив. Руководство не было против, но… попросило, чтобы Виноградова не было в кадре и имя его не упоминалось!
В чем же была причина такой странной реакции на безусловный шедевр государственной киностудии?
Валентин Виноградов учился во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма, вместе с Шукшиным и Тарковским. После института по распределению попал на студию «Беларусьфильм», снял фильм о судьбе партизанки-революционерки Веры Хоружей «Письма к живым», который был хорошо принят. Как рассказывал в одном интервью Валентин Виноградов, после этого его вместе со сценаристом Алесем Кучаром вызвал к себе сам Петр Машеров, первый секретарь ЦК Компартии БССР, и заказал фильм о героической борьбе народа, «такой, как «Козара» про югославских партизан, только о белорусах». Режиссер и сценарист стали искать участников тех событий. Тут-то они и столкнулись с неоднозначной правдой жизни.
Без героев
«История подполья в Беларуси была трагичной, - вспоминал Виноградов. - Партизаны не редко подполью не доверяли, подпольщики, в свою очередь, были вынуждены иногда не доверять партизанам. Тогда ведь за предательство, за сотрудничество с немцами партизаны жестоко наказывали. Один старик, командир, реальный участник подполья, носил с собой списки подпольщиков, чтобы потом оправдаться перед советской властью, перед Сталиным, что вот-де они не просто на немцев работали, а занимались подпольной деятельностью. Но когда немцы его арестовали и нашли при нем эти списки, он поневоле сам оказался предателем. И все было так неоднозначно… Как же я мог снять «объективно» про «патриотическую войну»? Война - всегда война, ни одна сторона не может быть до конца справедливой. И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где непонятно, кто герой. Героев вообще не было».
Кроме этого, в фильме прозвучала тема еврейского гетто. Это сегодня мы знаем, что в Беларусь, в частности, в Минск, привозили евреев из Германии и остальной Европы для уничтожения, уже многое знаем об ужасах гетто. Тогда же эта информация не разглашалась. В фильме есть сцена потопления евреев, «один из самых пронзительных эпизодов мирового кино о Холокосте», как говорят критики. «Сцена с потоплением была придуманная, - пояснял Виноградов. - Мы решили: то, что было на самом деле, просто невозможно показывать. Даже реконструкция этих событий будет глумлением над памятью. Евреев привозили в тюрьму, в гетто и охранники издевались над ними. Бросали на них бревна - так убивали. Это нам очевидцы рассказывали. Но мы решили это не снимать. Решили сделать обобщенный образ трагедии - потопление».
В общем получившийся фильм обвинили в символизме, натурализме, эстетизации. Машеров был так расстроен, что ушел с показа, не досмотрев до конца. Вместо «народного» кино получилась история, рассказанная иносказательным кинематографическим языком с глубоким философским обобщением.
Фильм не был запрещен, но в широкий прокат не вышел. Его «реанимировали» в конце 2000-х, показав на Московском кинофестивале, сделали о нем несколько программ и фильм. Музыку к нему написал Микаэл Таривердиев, в главных ролях снялись Регимантас Адомайтис, Валентина Титова.
Цена свободы
Фильм Бартека Канопки «Искусство исчезновения» - о Польше. Но тоже затрагивает наше общее социалистическое прошлое. Это документальное кино, основу которого составляют подлинные съемки и архивные материалы, поэтому он и оказывает оглушительное воздействие. Главный герой фильма - африканский шаман и жрец вуду с Гаити Амон Фремон, которого в 1980 году привез в Польшу известный театральный режиссер Ежи Гротовский.
Шаман начинает свой рассказ с объяснения, почему у него, африканца, голубые глаза. Как известно, на Гаити произошло единственное в истории успешное восстание рабов в 1791-1803 годах, в результате которого колония получила независимость от Франции.
«Наполеон отправил на остров войска для подавления восстания, среди солдат были и поляки. Но поляки встали на сторону рабов и сражались за нашу свободу. Вот почему у меня голубые глаза», - транслируются за кадром его воспоминания.
И он, потомок тех, кто когда-то получил свободу благодаря польским военным, приехал дать свободу социалистической Польше. Именно так он расценил свою миссию - освободить страну от экзистенциального зла, которое он почувствовал в стране, внимательно наблюдая за ее повседневной реальностью. И это совершенно иное видение. В знакомых всем нам традиционных парадах с трибунами генсеков он увидел обыкновенное языческое поклонение вождям. Длинные очереди в магазинах вызывали у него недоумение: «Люди часами стояли в очередях, как будто хотели побыть вместе, однако разговоров избегали». «В городской палитре преобладал серый цвет: и люди, и одежда, и дома - все казалось серым. Было такое чувство, что и дождь здесь шумит сильнее, как будто в стране глухих, а зима падает с небес струями белой бурлящей воды, которой невозможно напиться», - так он видит незнакомую страну.
Он воспринимал людей на энергетическом уровне: Войцех Ярузельский для него - демон из загробного мира, а Лех Валенса - «тот, кому нужно помочь». Жрец вуду принимает решение отдать свой дар шамана, чтобы помочь стране выиграть битву добра и зла. Для этого он проводит ритуалы вуду. Он уехал из Польши, так и не узнав о победе «Солидарности» и начавшемся социальном подъеме, приведших в конце концов к независимости Польши. Его соплеменники рассказывали в кадре, что по возращении на родину он перестал шаманить, потеряв силу, и вскоре умер.
Абсолютно иной взгляд и трактовка событий создают ошеломляющий эффект, и фильм заставляет по-иному взглянуть на наше прошлое, да и настоящее тоже.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть