Во время пандемии резко вырос спрос на технологию, которую придумали 27 лет назад.
Нас окружают QR-коды («кюар»-коды) - их активно используют в разных сферах для того, чтобы быстро распознавать информацию с помощью камеры мобильника. С приходом коронавируса QR-коды стали присваивать сертификатам о вакцинации и перенесенном коронавирусе, результатам ПЦР-тестов. Во многих странах без них невозможно зайти в магазин или кафе, посетить публичное мероприятие.
Как появились QR-коды, кто их придумал и как с их помощью упростить себе жизнь? Разбирается «АиФ».
Что такое QR-код?
QR-код визуально напоминает штрих-код, который мы видим на упаковке продуктов в магазинах. Только вместо вертикальных полос на нем много маленьких квадратов. QR-код - это считываемая оптическая метка, которая шифрует в себе информацию о некоем объекте. Это может быть все что угодно: тексты, фотографии, ссылки на сайты, личные данные. Сегодня благодаря этому коду можно оплачивать проезд, «жировку», покупать билеты на мероприятия. QR-код быстро завоевал популярность благодаря тому, что на поиск нужной информации или совершение необходимого действия, например, оплаты, тратится меньше времени. Этот код часто используют как цифровой пропуск, который заменяет документ, распечатанный на бумаге. Сегодня это удобнее, так как у многих под рукой есть смартфон.
Кто изобрел?
Технологию QR-кода придумали в Японии и презентовали миру в 1994 году. Все началось с того, что в середине 1960-х годов в стране начали открываться супермаркеты с большим количеством товаров. На кассовых аппаратах цену товара требовалось вводить вручную, но изобретение линейного штрих-кода в 1970-е облегчило эту работу. Однако со временем стали очевидны недостатки кода, так как он может содержать около 20 буквенно-цифровых символов информации. Производители автозапчастей стали жаловаться, что их рабочим в некоторых случаях приходится сканировать по 10 штрих-кодов на одной коробке. Тогда заводы обратились к руководству компании по производству автомобильных комплектующих Denso Wave с просьбой придумать новую технологию запоминания информации. И вскоре команда разработчиков презентовала QR-код, который может хранить в себе больше информации, чем штрих-код.
Дизайн QR-кода был случайно придуман разработчиком Масахиро Харой во время обеденного перерыва за игрой го (настольная игра на логику).
Как пользоваться?
Воспользоваться кодом можно лишь с помощью гаджета: мобильного телефона, планшета. Во многих современных смартфонах приложение для считывания кода установлено по умолчанию. Поэтому нужно просто найти его в своих телефонных настройках. Зачастую это работает еще проще - откройте камеру вашего мобильного телефона и наведите ее на QR-код. После этого «всплывет» зашифрованная информация. Останется только «кликнуть» по ней пальцем, вас автоматически «перебросит» на нужную страницу.
Если приложение для считывания кодов не установлено заранее, придется скачать его самостоятельно. Для этого нужно выполнить следующие действия: зайти в онлайн-магазин приложений для телефона - ввести в поисковик «сканер QR-кода» - выбрать и скачать бесплатное приложение (программа попросит разрешения использовать камеру, выбирайте вариант «разрешить при использовании данного приложения»).
Что такое «ковидный» QR-код в Европе?
Во всех странах Евросоюза, а также в Исландии, Норвегии и Швейцарии и т. д., официально начали работать цифровые сертификаты COVID-19 - документы, представленные в виде QR-кодов. Их выдают вакцинированным, переболевшим «ковидом» или сдавшим ПЦР-тест. Такие сертификаты позволяют упростить перемещение жителей этих стран по Европе во время пандемии.
Пропуск и «зеленый паспорт»
В Беларуси QR-код в целях борьбы с «ковидом» не используют, однако в России такая практика есть. Например, в 2020 году российские власти ввели QR-код для контроля режима самоизоляции граждан, а затем начали использовать для пропуска вакцинированных в различные заведения.
«Зеленый паспорт» представляет собой электронный сертификат со специальным QR-кодом, который подтверждает подлинность документа. Он на 2 языках, так как считается и международным, и национальным документом, который удостоверяет, что его обладатель не представляет угрозы заражения, т. е. содержит в себе информацию о том, что человек прошел вакцинацию, переболел «ковидом» или имеет отрицательный результат ПЦР-теста. Этот цифровой документ изначально был создан для возможности путешествовать во времена пандемии, однако в некоторых странах его используют аналогично QR-пропускам: для похода в кафе, на выставки и т. д.
Как оплатить «жировку»?
Белорусы уже не первый год получают квитанции об оплате ЖКУ, в которых есть QR-код. Как же с его помощью оплатить коммунальные платежи? Схема такая: откройте банковское мобильное приложение (его можно скачать в магазине приложений для телефона. Если не получается, то обратитесь к сотруднику банка за помощью) - в разделе «Платежи» выберите «Оплата по QR-коду» - поднесите камеру телефона к QR-коду (считывание и расшифровка произойдут автоматически) - на экране появится информация для оплаты: номер лицевого счета, сумма к оплате. При необходимости скорректируйте данные - нажмите клавишу «Оплатить».
Зачем нужен читателям «АиФ»?
Если вы, уважаемые читатели, с помощью своего смартфона отсканируете QR-код на последней странице номера газеты, то автоматически попадете на сайт для оформления подписки на «АиФ». Этим способом подписки давно пользуются многие читатели, которые хотят выписывать газету из дома или из офиса.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть