100

Против буллинга. Как в Беларуси решают проблему травли в школах

Репортажный фотограф Микита / Фото автора

Согласно исследованию PISA (крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений) за 2019 год, в Беларуси 19% школьников подвергались буллингу несколько раз в течение месяца. По данным исследования, которое провёл ЮНИСЕФ в Беларуси в 2018 году, 11,6% учеников 5–7 классов учреждений общего среднего образования и 11,3% учеников 8–11 классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причиной чаще всего называют травлю со стороны сверстников и учеников старших классов.

Против буллинга

Министерство образования, Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка (БГПУ) при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси с 2020 года реализуютпроект «Дружественная и поддерживающая среда в школе, свободная от буллинга».

Как рассказала в интервью для «АиФ» координатор по вопросам защиты детства в ЮНИСЕФ в Беларуси Анастасия БАЖЕНОВА, в 2025 году в проекте участвуют 43 школы со всех регионов Беларуси, в том числе из сельской местности. В рамках инициативы ученики (ребята 7–11 классов), педагоги и родители создают и реализуют проекты и мероприятия, которые направлены на переосмысление проблемы насилия в школах, а также организуют безопасную среду, которая позволяет предупредить появление травли среди учеников.

– Активные подростки, педагоги и школьные психологи – это те, кто первоочередно занимаются продвижением проекта в стенах учреждения образования, – объясняет принцип работы проекта Анастасия Баженова. – При этом у каждой школы есть поддержка в лице менторов проекта: как правило, в этой роли выступает социальный педагог или педагог-психолог из социально педагогических центров, которые несут философию проекта в школу и поддерживают в проведении мероприятий, консультируют в случаях буллинга. Их курируют специалисты Института психологии, которые проводят тренинги и супервизию для менторов. Таким образом, у каждой школы есть реальная поддержка, а не просто план мероприятий на бумаге, которые нужно провести.

В рамках подведения итогов состоялся молодёжный форум.
В рамках подведения итогов состоялся молодёжный форум. Фото: Фото автора/ Репортажный фотограф Микита

Семь шагов

В течение пяти лет, на которые и был рассчитан проект, реализовано семь основных шагов. За основу взяты результаты программы против буллинга в школах из хорватской модели. Однако за эти годы зарубежная модель была адаптирована под белорусское законодательство и культурологические особенности нашей страны, потому является уникальной.

Шаг №1. Информирование о проекте. На данном этапе поднималась теоретическая часть. Участникам программы объясняли темы из разряда: что такое буллинг? Как отличить его от колкой шутки? Для педагогов было важно разъяснить, какие цели, задачи и этапы есть у проекта. В рамках этого шага проходили информационные и классные часы, совместные мероприятия между школами, формировались инициативные группы участников, в которые вступали и ученики, и педагоги, и родители.

Шаг №2. Определение элементов защиты личности ученика. Также проводились тематические классные часы на вопросы того, как буллинг разрушает личность; к чему приводит насилие; почему важно, чтобы в школах, в классах была поддерживающая среда, которая не допустит буллинга. В рамках этого шага ученики самостоятельно составляли правила своего класса. С помощью своего свода правил дети учились определять границы дозволенного, а также разрабатывали план действий: как поступить, если кто-то нарушает договорённости.

Шаг №3. Создание системы защиты. Здесь школам нужно было выстроить систему того, как реагировать на случаи буллинга. Очень важная часть проекта: донести, что жертва и агрессор – не единственные фигуры буллинга. Есть ещё и свидетели, которые также сталкиваются с психологическим давлением: «Я видел случай травли, но промолчал об этом, теперь меня гложет чувство вины» или «Я видел случай буллинга и рассказал про это, но теперь тоже боюсь агрессора». На этом шаге были разработаны конституции школы, были созданы системы медиации, в которых подростки могли выступать в качестве советчика конфликтной ситуации, которая потенциально может перерасти в буллинг.

Эксперты проекта подчёркивают: им важно услышать мнение молодёжи. Как, по их мнению, можно решить проблему буллинга?
Эксперты проекта подчёркивают: им важно услышать мнение молодёжи: как, по их мнению, можно решить проблему буллинга эффективнее? Фото: Фото автора/ Репортажный фотограф Микита

Шаг №4. Разработка дифференцированной помощи для каждого субъекта ситуации. Жертве, агрессору или свидетелю буллинга может потребоваться разная помощь: кому-то нужно обратиться к помощи психолога, кому-то – за советом к педагогу, а кому-то будет достаточно поддержки друга и одноклассника. На этом шаге активно использовалось социальное проектирование или АПШИФТ – методика работы с подростками, в которой ребята сами предлагают решения проблемы насилия в школе или кибербуллинга. Лучшие идеи претворялись в жизнь с помощью денежной поддержки из фонда проекта и консультации менторов. Например, был создан чат-бот, который может дать жертве буллинга алгоритм действий для получения доступной помощи. Также ребята разрабатывали комиксы, настольные игры, квесты по ситуации буллинга.

Шаг №5 и №6. Мотивирование школьников к обращению за помощью. На этих этапах было важно объяснить, что за помощью может обратиться любой ученик. Например, как показывает практика, зачастую у мальчиков есть барьер, который не позволяет им обратиться за защитой. Во время этих шагов также важно было насытить школьную среду посылами, которые показывают, что защита от буллинга есть в стенах учреждения образования. Например, в виде наклеек на зеркалах. Такие инструменты были не только «подсказкой» о том, что помощь рядом, но и напоминанием о том, что нужно быть бережным к себе и к другим.

Шаг №7. Обеспечение безопасной и дружественной среды в школах. На этом этапе проводилось подведение итогов. Исследования Института психологии показывают, что в тех школах, в которых был реализован проект «Дружественная и поддерживающая среда в школе, свободная от буллинга», в лучшую сторону изменилась ситуация в классах: дети стали внимательнее к себе и одноклассникам, не допускали ситуаций, которые могли бы привести к буллингу, создавали дружественную атмосферу в своих классах и школе в целом.

Вопрос устойчивости

Любой проект не может принести 100%-й результат в начале своего развития. Анастасия Баженова обращает внимание, что даже хорватская модель, которая легла в основу отечественной, не искоренила буллинг. Так как это явление, к сожалению, слишком быстро пускает свои корни... Потому после пяти лет наши эксперты работают над вопросом устойчивости проекта: важно, чтобы школы могли самостоятельно реализовывать его цели и задачи в последующем, выстроили чёткую систему, чтобы делиться своим опытом с другими школами.

К слову, заинтересованность самих учреждений в подобных проектах, их желание внедрять новые инструменты для создания дружественной среды в классах и школьных коридорах – важная философия проекта. Это на своём примере отмечает студентка БГУ, волонтёр проекта Анастасия КОЛОСОВСКАЯ.  

– Я приняла участие в проекте, когда училась в 8-м классе, – делится девушка. – В то время на базе нашей школы проходила его апробация, при этом чёткого понимания задач и целей инициативы у меня, как и у других учеников, не было. Я была активисткой, потому решила принять участие. После проект вовлёк меня, так как решает проблему, с которой легко столкнуться в подростковой среде. Я проводила тренинги по системе «равный – равному», вместе с другими ребятами разрабатывала проекты. Сложностей не возникало, так как другие ученики были реально заинтересованы в инициативе. Стоит отдать должное администрации нашей школы, которая всегда активно внедряла новые инструменты в образовательные и не только процессы. На мой взгляд, одна из главных заслуг проекта в том, что благодаря ему снимается табуированность с психологов, педагогов: ребята без страха обращаются к ним за помощью, зная, что их могут защитить от буллинга. Главное – не бояться и не молчать.

Оставить комментарий (0)