38

Право руля! Как учить будущих водителей, чтобы аварий стало меньше?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 32. Право руля! Как учить будущих водителей? 12/08/2025

Только каждый третий выпускник автошкол сдает практический экзамен с первого раза. Что не так с действующей системой подготовки водителей? Разбираемся в вопросе с экспертами.

Недавно на заседании Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совмине обсудили подготовку водителей в автошколах. Основной докладчик  начальник главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков рассказал, что в 2024 г. из почти 71 тыс. претендентов на получение водительского удостоверения теорию с первой попытки сдали 58%, а практику  всего 35%. Эти цифры подтверждают недостаточный уровень подготовки начинающих водителей. МВД предлагает определить конкретный перечень условий, при которых действие сертификата о соответствии учебной организации может быть приостановлено или прекращено. Также предложено рассмотреть вопрос о внесении изменений в единые программы подготовки водителей. При этом увеличить количество часов обучения навыкам вождения (с 50 до 70 часов), а также расширить практику использования интерактивных обучающих тренажёров. Разработать комплекс необходимых мер планируют к осени 2025 г.

Раньше учились сами

«Эффективность уроков вождения нельзя оценивать только временем, проведённым за рулем. Важно учитывать пройденные километры,  считает преподаватель Республиканского института профмастерства и автоинструктор Юрий КРАСНОВ.  Обычно за одно занятие курсанту удаётся проехать примерно 3040 км, а за весь учебный курс  в среднем около 800-900 км. Согласно же международным стандартам для надежного овладения основными навыками вождения нужно минимум 3 тыс. км интенсивной практики на реальных городских маршрутах».

По мнению эксперта, есть еще одна проблема  запрет на самостоятельное обучение вождению. До 2005 года можно было осваивать первые навыки управления автомобилем под присмотром опытных водителей  родных или друзей, т. е. ДО начала учебы в автошколе (см. СПРАВКА). Это позволяло быстрее адаптироваться к условиям дорожного движения. Потом эту практику запретили, и большинство учеников приступают к занятиям совершенно неподготовленными, что усложняет работу инструктора.

СПРАВКА
Раньше правила дорожного движения предусматривали возможность учебной езды на общих дорогах: опытный водитель со стажем свыше 3 лет мог учить вождению новичка, закрепив знаки «У» на автомобиле.

«Также для полноценной подготовки водителей у нас не хватает хороших автодромов, на которых можно разогнаться до высоких скоростей, включающих использование четвертой передачи, или воспроизвести реальную городскую среду с различными типами дорог и препятствий. Раньше автошкола ЦАУК арендовала такой автодром в Колядичах. Это был почти полноценный город с различными элементами улично-дорожной сети:  перекрестками, круговыми раз­вязками «кольцо», ж/д перее­здами, разными знаками и пово­ротами. Именно там можно было подготовить водителей к реальным дорогам. Но сейчас автодром заброшен, а альтернативы ему нет, - дополняет эксперт. - Аренда автодрома обходилась примерно в €10 тыс. ежеквартально. Автошкола прекратила платежи, и теперь этот уникальный объект разрушается».

К слову, наша система обучения жестко регламентирует число обязательных занятий, и если водитель чего-то не успевает, то он попросту остается не готов к экзамену.

«Прошёл фиксированную программу  сдавай экзамены. А вот опыт приходит позже, когда человек оказывается один на один с дорогой и без инструктора. Езда по знакомым маршрутам автошколы сильно отличается от самостоятельного передвижения по городу. Многие берут дополнительные уроки, но далеко не каждому это доступно финансово. Те же, кто не может оплатить такое обучение, либо приобретают опыт методом проб и ошибок, либо боятся садиться за руль вообще»,  рассказывает Юрий Краснов.

Да и интерактивные тренажеры, применяемые сегодня, часто оказываются неэффективными для курсантов автошкол. Поскольку они не передают реальные ощущения от вождения, такие как центробежная сила, ускорение и замедление автомобиля, а также не обеспечивают правильный обзор, характерный для настоящих условий. Такие устройства скорее нужны для опытных водителей, которым важно развивать способность распознавать и быстро реагировать на дорожные опасности. Новичкам же нужны тренажёры, формирующие базовые двигательные навыки. Например, умение правильно нажимать педаль сцепления или газа, чувствовать вес руля и уверенно поворачивать его. По словам эксперта, в наших автошколах таких тренажеров просто нет. В итоге новички сразу оказываются за рулём настоящего автомобиля, не имея нужной подготовки и координации движений.

Наконец, официальная программа автошкол вынуждена оставлять многие важные моменты за кадром. Например, вождение в ночное время носит лишь ознакомительный характер (всего пару занятий).

1,5 ЧАСА НА ЭКЗАМЕН

Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей ОВЧИННИКОВ обращает внимание на короткую продолжительность экзаменов в автошколах. Ведь за столь ограниченный промежуток времени сложно качественно оценить реальные навыки будущего водителя.

Например, в Германии процедура экзамена занимает около 1,5 часа, позволяя всесторонне протестировать умение курсанта уверенно вести автомобиль в различных условиях дорожного движения: «Однако трудности возникают не только на этапе проверки знаний, но и непосредственно в процессе обучения. Многие выпускники автошкол испытывают серьезные затруднения при парковке, объезде препятствий и движении в плотном городском потоке. Причина  недостаток практических занятий в городе и чрезмерная ориентация на тренировки только на автодромах. А ведь реальные условия, например отработка диагональной парковки рядом с настоящими автомобилями, оказываются куда полезнее абстрактных упражнений с использованием ориентиров в виде «фишек» на площадке.

Да и качество подготовки водителей напрямую зависит от уровня мастерства инструкторов. При этом небольшие зарплаты снижают их мотивацию, превращая обучение в формальную передачу знаний».

 

НЕ ХВАТАЕТ ПСИХОЛОГА

По словам психолога Виктора МАЗУРКЕВИЧА, в системе подготовки наших водителей отсутствует психологическая составляющая: «Да, в состав предмета «Основы управления транспортным средством…» входят темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 часа теории каждая. Эти занятия (согласно СТБ 2191.1-2011) должны проводиться преподавателями, имеющими высшее или среднее специальное техническое образование, допускаются также и специалисты с высшим юридическим либо педагогическим образованием. Однако автотранспортную психологию как научную дисциплину у нас не изучают ни педагоги, ни юристы, ни тем более технари! Кстати, и психологи тоже, но для психологов, которых нужно привлечь к работе с учащимися (то, что, например, сделано в России 11 лет назад), уже есть и программы, и методики проведения тренинга.

То есть нужно выделить вышеуказанные темы в отдельный предмет  «Психология и культура дорожного движения». В ходе занятий по этому предмету, проводимых психологом с высшим образованием в форме тренинга, направленного на развитие у учащихся новых важных качеств и умений, должны отрабатываться мнемотехники (методы запоминания информации); тесты на мотивацию, скорость реакции, способность к быстрому переключению и распределению внимания, предрасположенность к рискованному поведению; приемы саморегуляции, включающие техники релаксации и многое другое».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно