Только каждый третий выпускник автошкол сдает практический экзамен с первого раза. Что не так с действующей системой подготовки водителей? Разбираемся в вопросе с экспертами.

Раньше учились сами
«Эффективность уроков вождения нельзя оценивать только временем, проведённым за рулем. Важно учитывать пройденные километры, – считает преподаватель Республиканского института профмастерства и автоинструктор Юрий КРАСНОВ. – Обычно за одно занятие курсанту удаётся проехать примерно 30–40 км, а за весь учебный курс – в среднем около 800-900 км. Согласно же международным стандартам для надежного овладения основными навыками вождения нужно минимум 3 тыс. км интенсивной практики на реальных городских маршрутах».
По мнению эксперта, есть еще одна проблема – запрет на самостоятельное обучение вождению. До 2005 года можно было осваивать первые навыки управления автомобилем под присмотром опытных водителей – родных или друзей, т. е. ДО начала учебы в автошколе (см. СПРАВКА). Это позволяло быстрее адаптироваться к условиям дорожного движения. Потом эту практику запретили, и большинство учеников приступают к занятиям совершенно неподготовленными, что усложняет работу инструктора.
«Также для полноценной подготовки водителей у нас не хватает хороших автодромов, на которых можно разогнаться до высоких скоростей, включающих использование четвертой передачи, или воспроизвести реальную городскую среду с различными типами дорог и препятствий. Раньше автошкола ЦАУК арендовала такой автодром в Колядичах. Это был почти полноценный город с различными элементами улично-дорожной сети: перекрестками, круговыми развязками «кольцо», ж/д переездами, разными знаками и поворотами. Именно там можно было подготовить водителей к реальным дорогам. Но сейчас автодром заброшен, а альтернативы ему нет, - дополняет эксперт. - Аренда автодрома обходилась примерно в €10 тыс. ежеквартально. Автошкола прекратила платежи, и теперь этот уникальный объект разрушается».
К слову, наша система обучения жестко регламентирует число обязательных занятий, и если водитель чего-то не успевает, то он попросту остается не готов к экзамену.
«Прошёл фиксированную программу – сдавай экзамены. А вот опыт приходит позже, когда человек оказывается один на один с дорогой и без инструктора. Езда по знакомым маршрутам автошколы сильно отличается от самостоятельного передвижения по городу. Многие берут дополнительные уроки, но далеко не каждому это доступно финансово. Те же, кто не может оплатить такое обучение, либо приобретают опыт методом проб и ошибок, либо боятся садиться за руль вообще», – рассказывает Юрий Краснов.
Да и интерактивные тренажеры, применяемые сегодня, часто оказываются неэффективными для курсантов автошкол. Поскольку они не передают реальные ощущения от вождения, такие как центробежная сила, ускорение и замедление автомобиля, а также не обеспечивают правильный обзор, характерный для настоящих условий. Такие устройства скорее нужны для опытных водителей, которым важно развивать способность распознавать и быстро реагировать на дорожные опасности. Новичкам же нужны тренажёры, формирующие базовые двигательные навыки. Например, умение правильно нажимать педаль сцепления или газа, чувствовать вес руля и уверенно поворачивать его. По словам эксперта, в наших автошколах таких тренажеров просто нет. В итоге новички сразу оказываются за рулём настоящего автомобиля, не имея нужной подготовки и координации движений.
Наконец, официальная программа автошкол вынуждена оставлять многие важные моменты за кадром. Например, вождение в ночное время носит лишь ознакомительный характер (всего пару занятий).
1,5 ЧАСА НА ЭКЗАМЕН
Руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей ОВЧИННИКОВ обращает внимание на короткую продолжительность экзаменов в автошколах. Ведь за столь ограниченный промежуток времени сложно качественно оценить реальные навыки будущего водителя.
Например, в Германии процедура экзамена занимает около 1,5 часа, позволяя всесторонне протестировать умение курсанта уверенно вести автомобиль в различных условиях дорожного движения: «Однако трудности возникают не только на этапе проверки знаний, но и непосредственно в процессе обучения. Многие выпускники автошкол испытывают серьезные затруднения при парковке, объезде препятствий и движении в плотном городском потоке. Причина – недостаток практических занятий в городе и чрезмерная ориентация на тренировки только на автодромах. А ведь реальные условия, например отработка диагональной парковки рядом с настоящими автомобилями, оказываются куда полезнее абстрактных упражнений с использованием ориентиров в виде «фишек» на площадке.
Да и качество подготовки водителей напрямую зависит от уровня мастерства инструкторов. При этом небольшие зарплаты снижают их мотивацию, превращая обучение в формальную передачу знаний».
НЕ ХВАТАЕТ ПСИХОЛОГА
По словам психолога Виктора МАЗУРКЕВИЧА, в системе подготовки наших водителей отсутствует психологическая составляющая: «Да, в состав предмета «Основы управления транспортным средством…» входят темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 часа теории каждая. Эти занятия (согласно СТБ 2191.1-2011) должны проводиться преподавателями, имеющими высшее или среднее специальное техническое образование, допускаются также и специалисты с высшим юридическим либо педагогическим образованием. Однако автотранспортную психологию как научную дисциплину у нас не изучают ни педагоги, ни юристы, ни тем более технари! Кстати, и психологи тоже, но для психологов, которых нужно привлечь к работе с учащимися (то, что, например, сделано в России 11 лет назад), уже есть и программы, и методики проведения тренинга.
То есть нужно выделить вышеуказанные темы в отдельный предмет – «Психология и культура дорожного движения». В ходе занятий по этому предмету, проводимых психологом с высшим образованием в форме тренинга, направленного на развитие у учащихся новых важных качеств и умений, должны отрабатываться мнемотехники (методы запоминания информации); тесты на мотивацию, скорость реакции, способность к быстрому переключению и распределению внимания, предрасположенность к рискованному поведению; приемы саморегуляции, включающие техники релаксации и многое другое».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть