Он был свидетелем того, как рождались музыкальные коллективы, которые сегодня известны не только в Беларуси, но и за рубежом. Он видел, как толпы поклонников стояли в очередях за билетами на концерты великих музыкантов - Иегуди Менухина, Гидона Кремера, Давида Ойстраха, Святослава Рихтера. Он с большим удовольствием выступает на сцене сам, но все-таки у художественного руководителя Белгосфиларомнии Юрия ГИЛЬДЮКА иная задача: чтобы афиша была разнообразной и интересной.
Мечта
Юрий Николаевич Гильдюк в возрасте 14 лет приехал из Гродно в Минск, где учился в одиннадцатилетке при консерватории в классе у профессора Ирины Цветаевой. Окончив школу с отличием, юноша не скрывал своей мечты: он очень хотел поступить в Московскую консерваторию, чтобы учиться у великих педагогов. К сожалению, в те годы выдавалось только одно направление от Министерства культуры для учебы в Москве: оно досталось однокласснице Юрия Гильдюка - талантливой пианистке Кристине Поплавской. А просто так в знаменитейшую консерваторию было не попасть…
Но мечта осуществилась немного позже, когда Юрий Николаевич закончил белорусскую консерваторию и попал в аспирантуру Московской государственной консерватории к профессору, доктору искусствоведения Якову Исааковичу Мильштейну.
- После учебы в Москве я вернулся в Минск, но в консерватории не было мест, поэтому я стал работать в лицее-колледже с маленькими детьми, - рассказывает Юрий Николаевич. - Признаться, сначала я был в смятении, когда стали приводить деток, но потом настолько увлекся этой работой, что не хотел уходить. Мои воспитанники добивались хороших результатов - это радовало.
- А как в 28 лет вы стали заведовать кафедрой концертмейстерского мастерства в консерватории?
- Кто-то вспомнил, что у меня за плечами московская ассистентура, и надо бы начать преподавать в консерватории. Но поскольку мест не было по-прежнему, мне предложили возглавить кафедру концертмейстерского мастерства. Эта работа привлекала и привлекает тем, что она расширяет границы эрудиции музыканта. Концертмейстер имеет дело с солистами, инструменталистами, дирижерами, и порой аккомпанировать гораздо труднее, чем солировать на рояле.
Благодаря этой работе я познакомился с величайшими личностями - концертмейстерами, которые работали с Ириной Архиповой, Еленой Образцовой… Тогда же ко мне в класс пришел молодой выпускник Гнесинки кларнетист Геннадий Забара и сказал, что ищет пианиста, который бы согласился с ним поиграть. Мы стали дуэтом, и Геннадий выиграл престижный конкурс «Пражская весна». Это была немыслимая победа белоруса, потому что традиционно призовые места на этом конкурсе доставались москвичам, ленинградцам или зарубежным музыкантам.
- У вас сложился прекрасный тандем с Геннадием Забарой, вы выступали сольно, и вдруг - приглашение на административную работу - художественным руководителем филармонии.
- Я считаю, что все-таки это творческая работа. Хотя, когда ко мне в 1983 году обратился заместитель министра культуры Владимир Рылатко и сказал: «Есть проблема: филармонии нужен худрук!», я четыре месяца сомневался, не хотел идти на новую должность. «Чем я буду заниматься?» - думал я.
- В чем назначение филармонии?
- Первые мои мысли на должности художественного руководителя были о том, чтобы в Беларуси филармония была не просто собранием музыкантов разных жанров, а являла собой классический образец и была носителем высокого искусства, академической музыки. Мне удалось не поссорившись, а наоборот, став близкими друзьями с руководителями эстрадных коллективов Владимиром Мулявиным, Василием Раинчиком, Виктором Вуячичем и другими деятелями эстрады, разойтись по разным дорогам.
Радует, что нам удалось сохранить все, что было создано до нас, и что создавалось позднее. Сегодня в Белгосфилармонии работают около шестидесяти лауреатов международных конкурсов, заслуженные, народные артисты; 19 коллективов - Государственный академический симфонический оркестр; Заслуженный коллектив Государственная академическая хоровая капелла им. Г. Ширмы; Национальный академический народный оркестр им. И. Жиновича; Государственный камерный оркестр; ансамбль солистов «Классик-Авангард»; Минский струнный квартет; Белорусский государственный ансамбль народной музыки «Свята»; вокальный ансамбль «Камерата»; ансамбль солистов под управлением Игоря Иванова; фольклорная группа «Купалинка»; белорусский поэтический театр одного актера «Зьнiч» и др.
Рынок диктует
- Насколько я знаю, такого больше нигде нет.
- Многие филармонии на территории бывшего СССР самоликвидировались. В Москве, например, в штате филармонии только три коллектива - два оркестра и ансамбль танца Моисеева. В свете рыночной экономики можно было бы и наши 19 коллективов отпустить на вольные хлеба, как в свое время от филармонии отделился оркестр под управлением Михаила Финберга. В принципе, препонов для этого нет. Но, видимо, пока не все готовы самостоятельно решать административные вопросы.
- Как филармония формирует афишу?
- Естественно, афиша должна разнообразной, интересной, и, как вы понимаете, состоять из выступлений не только наших коллективов. А чтобы приглашать интересных музыкантов, которые собирают залы, нужны средства. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы в филармонии появился Попечительский совет, состоящий из влиятельных, авторитетных деятелей национальной культуры, а также банкиров, бизнесменов – всех тех, кто действительно хочет улучшить ситуацию в концертной жизни Беларуси.
Думаете, просто было организовать в Минске фестиваль Юрия Башмета? Может, и не было бы ничего, если бы Башмет не приезжал сюда в 70-80-х годах со своим новым оркестром после того, как старый оркестр полным составом решил остаться за границей. Юрий Башмет собрал новый коллектив, вспомнил, что мы однокурсники, и позвонил: «Как думаешь: можно ли апробировать на белорусской публике своих новых музыкантов?» Кстати, у Башмета в оркестре играют два белоруса, два замечательных скрипача - Степан Якович и Андрей Поскребко. Наши таланты можно найти в музыкальных коллектива всего мира - в Чикаго, Питсбурге, Польше, Словении, Бельгии… В Мариинском театре играют белорусские музыканты - это все кадры нашей филармонии.
- В следующем году Белгосфилармония будет праздновать 75-летний юбилей. Готовите ли вы что-то особенное по этому случаю?
- У меня есть сокровенная мечта: собрать на 75-летие талантливых белорусских музыкантов, которые сегодня работают по всему миру, но, оставаясь белорусами, пропагандируют и популяризируют за рубежом белорусское исполнительское искусство…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть