153

Услышать подсказки. Евгений Князев поделился мыслями о даре предсказания

"Аргументы и факты" в Беларуси № 9. На поводке у паводка 27/02/2024
В фильме «Мастер и Маргарита» Михаил Берлиоз, которого сыграл Евгений Князев, не верит, что всё уже предрешено.
В фильме «Мастер и Маргарита» Михаил Берлиоз, которого сыграл Евгений Князев, не верит, что всё уже предрешено. Кадр из фильма

В фильме «Мастер и Маргарита», вокруг которого уже не первую неделю кипят страсти, актёр Театра им. Вахтангова, ректор Театрального института им. Щукина, артист Евгений Князев сыграл Берлиоза. А с «АиФ» он поговорил не только и не столько о мистике, сколько о том, как важно твёрдо стоять на земле.

Суметь услышать подсказки

- Евгений Владимирович, в нашем прошлом интервью вы сказали, что верите в высшее предназначение и в то, что всё уже предначертано. Но ваш Берлиоз-то ни во что подобное не верит!

Я как верил в высшее предназначение, так и верю. А герой мой может сколько угодно и верить, не верить. Хотя ему говорили, что Аннушка уже разлила масло. Подсказывали: за тебя давным-давно всё уже решено. А ты пытаешься сопротивляться и утверждать, что всё сделаешь по-своему.

Моё мнение: от человека всё-таки многое зависит. Он может направить свою жизнь по иному руслу, если начнёт думать по-другому.

– «По-другому» – это как?

– Если начать жить по нрав­ственным законам – тогда у тебя есть возможность что-то поменять. Но мы же грешны все! В какой-то сложный момент просим: «Господи, помоги нам», а ежедневно жить по Его законам не хотим.

Каждый из нас всё равно вынужден делать выбор: можно жизнь наладить по одному вектору, а можно пойти по другому. Не напрасно в наших сказках герой часто оказывается на перепутье трёх дорог. Налево пойдёшь – то найдешь, направо пойдешь – так-то будет… Подсказок, правильно ты поступаешь или неправильно, много. Их просто надо учиться слышать – это и называется предназначение.

– Уж если про мистику говорить, то у вас таких героев хватало – один Мессинг чего стоит!

– Мессинг – фигура необычная. Не хочется быть нескромным, но про него стали все говорить после выхода нашего фильма. Мессинг умер в 1970-х годах, и к 2000-м про него уже благополучно забыли. Ну, был какой-то человек, который что-то предсказывал…

Наше кино – это художественный вымысел, основанный на реальных фактах. Например, на его книге «Я – телепат». А вот возможную связь Мессинга со Сталиным мы просчитывали, основываясь на косвенных деталях. К примеру, что Мессинг долгие 10 лет жил в гостинице «Москва». Какой артист Московской филармонии мог позволить себе иметь номер в гостинице в двух шагах от Кремля?Но всё же фильм мы снимали не про его способности сверхъестественные, а про то, что человеку дано это бремя – бремя предвидения. Кем оно дано, Богом или противоположной сущностью? Мессинг несёт в себе божественную искру или что-то от чёрных сил? И каково человеку жить с этим?

– А про то, сложно ли человеку жить с этим, Мессинг воспоминаний не оставил?

– Он звал себя просто артистом, хотел помочь науке. Говорил, что способности любого человека можно усилить, если заниматься развитием его мозга. Мы сегодня знаем: мозг – это компьютер, который работает всего на 3% своих возможностей. Мессинг же уверял: если мы сможем хотя бы на 5% увеличить работу мозга, человеку окажутся по силам невероятные вещи – видеть сквозь время, стать телепатом. Он пытался открыть такие институты, но ничего у него не вышло.

Все свои способности он использовал на благо людей, помогал как мог. Помните историю в фильме? Мать пришла узнать, погибли её дети или нет. Он знал, что они погибли, но, чтобы мать не убивать этой информацией, сказал, что все живы. Но что сам он в этот момент чувствовал? Кто точно ответит, добро это или нет – иметь дар предсказания? Знать час смерти своей жены и не суметь его изменить? Да зачем же мне такое знать?! А он-то знал!

По заслугам или по райдеру

– Вы ректор Театрального института им. Щукина. При этом я до сих пор не могу забыть, как вы по-хозяйски сказали рабочему: «Распили фанеру», когда шёл ремонт вуза.

– Я окончил политехнический институт, и это мне пошло на пользу – я крепко на земле стою. Помогает и крестьянская закалка. Мой прадед был ветеринаром на селе, оттуда ушёл на фронт, туда и вернулся. Я знаю, что такое работать. Знаю, что хлеб не растёт в магазине. Знаю, как он даётся. Знаю, сколько нужно труда приложить, чтобы сварить банку варенья – сперва ягоду нужно вырастить, чтобы её тля не сожрала или не погнило всё.

– Что из мужской работы умеете делать по дому?

– Всё! Когда учился на горного инженера, работал в строительном отряде. А на первом курсе политехнического меня научили и плотничать, и каменщиком быть, и штукатуром. В школе у меня был прекрасный учитель биологии, который приучил меня к земле – и я полюбил эту землю. Была чудесная учительница истории – благодаря ей я полюбил историю страны.

– Признаюсь, каждый раз поражаюсь, насколько вы скромный человек, насколько дружите с реальностью в отличие от многих оторванных от неё артистов.

– Люди, которые меня окружали в Театре Вахтангова и которые являлись истинными звёздами театра, были скромные и простые. Яковлев, Лановой, Ульянов, Борисова – это труженики, которые никогда о себе ничего не мнили. Тогда и слова-то такого не было – «райдер». Но получали всё равно все по заслугам. На гастролях им всегда и номера хорошие давали, и принимали. А теперь… Ты ещё ничего не сделал достойного, но райдер с перечнем своих требований и условий уже составляешь.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно