3104

Последнее лето. «Фильм о репрессиях стал для Папанова освобождением»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 45. Держите карман крепче 10/11/2020
«Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать...»
«Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать...» / «Холодное лето 53-го…», 1988 г. / Кадр из фильма

«Для меня загадка, как с таким лицом и с таким произношением я стал актером, - часто повторял Анатолий Папанов. - Наверное, это ошибка режиссеров». В самом деле – внешность у него была вовсе не героическая; дикция, по воспоминаниям коллег, «биндюжная», еще и хромота в придачу...

Изжеванная биография

И все это богатство он сумел превратить в достоинство и обернуть себе на пользу, став поистине народным артистом. Больше всего, пожалуй, Анатолий Дмитриевич запомнился по ролям в комедиях: «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев»… Детвору же покорил после того, как озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!».

Сам Папанов характеризовал свое вечное амплуа как «комический жлоб», хотя всю жизнь пытался вырваться за его рамки (на Волка же полушутя жаловался – мол, тот ему всю творческую биографию изжевал).

Однако нашлись и режиссеры, которые сумели-таки разглядеть в «хохмаче и анекдотчике» незаурядное драматическое дарование. Взять, к примеру, его роли в «Живых и мертвых» и «Белорусском вокзале» - в этих фильмах актер рассказал о войне, которую прошел сам и знал изнутри; за мужество он даже получил Орден Отечественной войны I степени. Под Харьковом был серьезно ранен в ногу и вернулся с фронта инвалидом. «Разве забудешь, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» - вспоминал Папанов.

Первая и последняя

Режиссер Александр Прошкин тоже называл Папанова великим трагическим актером, а его съемки в комедиях считал своеобразной уловкой, позволявшей ему с чистой совестью отказываться от всякой ерунды вроде ролей секретарей райкомов. Именно Прошкин пригласил Папанова сыграть Копалыча – обычного человека, осужденного по доносу и угодившего в лагерь, - в фильме «Холодное лето 53-го…».

По иронии судьбы «Холодное лето…» оказалось последней кинокартиной в жизни Анатолия Дмитриевича – и первой в своем роде для Страны Советов. В перестроечную эпоху – лента снималась в 1987 году – тема сталинских репрессий уже вышла из подполья, однако до сих пор не было снято ни одного художественного фильма о том страшном времени. Александр Прошкин в своей драме впервые со всей откровенностью показал трагедию «маленьких людей» в большой стране, по которой прошелся беспощадный каток террора и чисток.

Действие фильма происходит в глухой таежной деревушке, где отбывают ссылку двое «политических»: бывший разведчик Басаргин по кличке Лузга, во время войны попавший в плен, и Николай Старобогатов, прозванный в лагере Копалычем, - некогда главный инженер на заводе, а ныне «английский шпион». Этот тихий мирок оккупируют шестеро уголовников, вышедших на свободу по объявленной после смерти Сталина амнистии. Упиваясь безнаказанностью, они устраивают в деревне настоящий ад, и Лузга с Копалычем – единственные, кто пытается противостоять банде убийц…

Отстоять себя

Актера на роль Лузги – Валерия Приемыхова - подобрали сразу, а вот с Копалычем пришлось повозиться. Каких только артистов не звал на пробы Александр Прошкин: и Георгия Юматова, и нашего «купаловца» Геннадия Гарбука, и Вацлава Дворжецкого… Последний когда-то сам сидел за участие в антисоветском молодежном кружке и мог бы неплохо вписаться в роль, однако не подошел по причине слишком аристократичной внешности. Режиссеру был нужен, по его признанию, «простой, стертый человек, который волей судьбы попал в сталинскую молотилку и делает отчаянную, робкую попытку отстоять самого себя и свою жизнь». Словом, именно такой, как Папанов. Самого актера сценарий захватил до глубины души: «Меня эта тема очень волнует - я в ней многое могу сказать…»

В молодости, когда Папанов работал на заводе, всю их бригаду арестовали и держали в тюрьме несколько суток - обвиняли в краже деталей. В конце концов выяснилось, что никто не виноват, но ужас перед безжалостной машиной НКВД остался у него на всю жизнь. «Мне кажется, работа в картине была для него освобождением от этого чувства, - вспоминал Прошкин. - Тем более что на дворе стоял 1987 год, когда только началась перестройка и еще никто не знал, как события в стране будут разворачиваться дальше…»

В десятку

Попадание в образ оказалось стопроцентное. Вспомнить хотя бы сцену, где персонаж Папанова ест хлеб, придерживая краюху, чтобы не пропала ни одна крошка… Этот жест как нельзя лучше говорит о человеке, прошедшем все круги ада и сохранившем достоинство. А когда Копалыч узнает об аресте Берии и вновь надеется в кои-то веки пожить нормальной человеческой жизнью, которую у него отняли, он словно преображается: расправляет плечи, отбрасывает лагерную кличку и возвращает себе настоящее имя – Николай Старобогатов.

…«Холодное лето 53-го» вышло на экраны в 1988 году и имело феноменальный успех, собрав урожай премий не только в СССР, но и по всему миру. Однако Папанов этого уже не увидел и насладиться триумфом своей выстраданной роли не успел. Не дожил он даже до озвучания картины – на экране его персонаж «говорит» голосом актера Игоря Ефимова. А голос самого Анатолия Дмитриевича звучит только в самом финале - фильм заканчивается рабочим дублем сцены с Копалычем: щелкает хлопушка, Папанов произносит: «Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать...», и потом за кадром - слова Валерия Приемыхова: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно