«Для меня загадка, как с таким лицом и с таким произношением я стал актером, - часто повторял Анатолий Папанов. - Наверное, это ошибка режиссеров». В самом деле – внешность у него была вовсе не героическая; дикция, по воспоминаниям коллег, «биндюжная», еще и хромота в придачу...
Изжеванная биография
И все это богатство он сумел превратить в достоинство и обернуть себе на пользу, став поистине народным артистом. Больше всего, пожалуй, Анатолий Дмитриевич запомнился по ролям в комедиях: «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев»… Детвору же покорил после того, как озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!».
Сам Папанов характеризовал свое вечное амплуа как «комический жлоб», хотя всю жизнь пытался вырваться за его рамки (на Волка же полушутя жаловался – мол, тот ему всю творческую биографию изжевал).
Однако нашлись и режиссеры, которые сумели-таки разглядеть в «хохмаче и анекдотчике» незаурядное драматическое дарование. Взять, к примеру, его роли в «Живых и мертвых» и «Белорусском вокзале» - в этих фильмах актер рассказал о войне, которую прошел сам и знал изнутри; за мужество он даже получил Орден Отечественной войны I степени. Под Харьковом был серьезно ранен в ногу и вернулся с фронта инвалидом. «Разве забудешь, как после двух с половиной часов боя из сорока двух человек осталось тринадцать?» - вспоминал Папанов.
Первая и последняя
Режиссер Александр Прошкин тоже называл Папанова великим трагическим актером, а его съемки в комедиях считал своеобразной уловкой, позволявшей ему с чистой совестью отказываться от всякой ерунды вроде ролей секретарей райкомов. Именно Прошкин пригласил Папанова сыграть Копалыча – обычного человека, осужденного по доносу и угодившего в лагерь, - в фильме «Холодное лето 53-го…».
По иронии судьбы «Холодное лето…» оказалось последней кинокартиной в жизни Анатолия Дмитриевича – и первой в своем роде для Страны Советов. В перестроечную эпоху – лента снималась в 1987 году – тема сталинских репрессий уже вышла из подполья, однако до сих пор не было снято ни одного художественного фильма о том страшном времени. Александр Прошкин в своей драме впервые со всей откровенностью показал трагедию «маленьких людей» в большой стране, по которой прошелся беспощадный каток террора и чисток.
Действие фильма происходит в глухой таежной деревушке, где отбывают ссылку двое «политических»: бывший разведчик Басаргин по кличке Лузга, во время войны попавший в плен, и Николай Старобогатов, прозванный в лагере Копалычем, - некогда главный инженер на заводе, а ныне «английский шпион». Этот тихий мирок оккупируют шестеро уголовников, вышедших на свободу по объявленной после смерти Сталина амнистии. Упиваясь безнаказанностью, они устраивают в деревне настоящий ад, и Лузга с Копалычем – единственные, кто пытается противостоять банде убийц…
Отстоять себя
Актера на роль Лузги – Валерия Приемыхова - подобрали сразу, а вот с Копалычем пришлось повозиться. Каких только артистов не звал на пробы Александр Прошкин: и Георгия Юматова, и нашего «купаловца» Геннадия Гарбука, и Вацлава Дворжецкого… Последний когда-то сам сидел за участие в антисоветском молодежном кружке и мог бы неплохо вписаться в роль, однако не подошел по причине слишком аристократичной внешности. Режиссеру был нужен, по его признанию, «простой, стертый человек, который волей судьбы попал в сталинскую молотилку и делает отчаянную, робкую попытку отстоять самого себя и свою жизнь». Словом, именно такой, как Папанов. Самого актера сценарий захватил до глубины души: «Меня эта тема очень волнует - я в ней многое могу сказать…»
В молодости, когда Папанов работал на заводе, всю их бригаду арестовали и держали в тюрьме несколько суток - обвиняли в краже деталей. В конце концов выяснилось, что никто не виноват, но ужас перед безжалостной машиной НКВД остался у него на всю жизнь. «Мне кажется, работа в картине была для него освобождением от этого чувства, - вспоминал Прошкин. - Тем более что на дворе стоял 1987 год, когда только началась перестройка и еще никто не знал, как события в стране будут разворачиваться дальше…»
В десятку
Попадание в образ оказалось стопроцентное. Вспомнить хотя бы сцену, где персонаж Папанова ест хлеб, придерживая краюху, чтобы не пропала ни одна крошка… Этот жест как нельзя лучше говорит о человеке, прошедшем все круги ада и сохранившем достоинство. А когда Копалыч узнает об аресте Берии и вновь надеется в кои-то веки пожить нормальной человеческой жизнью, которую у него отняли, он словно преображается: расправляет плечи, отбрасывает лагерную кличку и возвращает себе настоящее имя – Николай Старобогатов.
…«Холодное лето 53-го» вышло на экраны в 1988 году и имело феноменальный успех, собрав урожай премий не только в СССР, но и по всему миру. Однако Папанов этого уже не увидел и насладиться триумфом своей выстраданной роли не успел. Не дожил он даже до озвучания картины – на экране его персонаж «говорит» голосом актера Игоря Ефимова. А голос самого Анатолия Дмитриевича звучит только в самом финале - фильм заканчивается рабочим дублем сцены с Копалычем: щелкает хлопушка, Папанов произносит: «Об одном жалею... годы. Так хочется пожить по-человечески... и поработать...», и потом за кадром - слова Валерия Приемыхова: «Анатолий Дмитриевич Папанов. Последний кадр. Последняя роль».
«Какой я? Возможно, сам уже не знаю». Олег Меньшиков отмечает три юбилея
Игорь Костолевский: «Я от себя не в восторге»
Вообще-то я радиотехник… Яркая жизнь и нелепая смерть актера Юрия Гусева
Режиссёр, который рискует. Главные фильмы Аллы Суриковой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть