В 2005 году на одном из российских кинофестивалей Алла Сурикова получила приз «За верность жанру комедии». Награда вполне заслуженная — всю свою карьеру она снимала именно комедии и развивала этот жанр. «Чтобы выжать у зрителя слезы, нужно приложить гораздо меньше усилий, чем для того, чтобы вызвать улыбку. И, кроме того, есть очень немного режиссеров, которые рискуют, а это действительно риск — снимать комедии», — рассказывала Сурикова в интервью «АиФ».
Алла Сурикова (девичья фамилия — Заславская, Суриковой она стала после первого брака) родилась 6 ноября 1940 года в Киеве, там же окончила университет по специальности «русский язык и литература». Но уже в конце 1960-х начала работать в кино, отучилась на Высших курсах сценаристов и режиссёров в мастерской режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова, и сама начала ставить лирические комедии — как худрук её курса Георгий Данелия.
«Ералаш» (1975)
Без Аллы Суриковой никакого «Ералаша», возможно, не было. В 1972 году она только что окончила режиссерские курсы, но нашла в себе смелость написать письмо в Госкомитет по кинематографии с предложением сделать аналог знаменитого «Фитиля» для детей. Идея власть предержащим понравилась, и новую серию утвердили на уровне ЦК КПСС (несмотря на возражения «владельца» «Фитиля» Сергея Михалкова). Правда, предложенное Суриковой название — «Фитилёк» — пришлось заменить. Создателями детского юмористического киножурнала стали сценарист Александр Хмелик и режиссер Борис Грачевский, а знакомый всем «Ералаш» придумала дочь Хмелика. Для Суриковой «Ералаш» какой-то вехой в карьере не стал, но она сняла для этого журнала два выпуска.
«Суета сует», 1979
Свой дебютный полнометражный фильм Сурикова поставила по сценарию Эмиля Брагинского. Это не совсем комедия — скорее, мелодрама. Главные герои женаты почти двадцать лет, у них взрослая дочь, и вроде бы всё хорошо. Но однажды муж решает уйти из семьи, потому что полюбил другую женщину. Жена, инспектор ЗАГСа, воспринимает такое изменение своего статуса крайне болезненно, а тут ещё дочь, воспользовавшись разладом родителей, уехала к жениху-таксисту в Новгород. Заканчивается всё, разумеется, хорошо, а комедийный дух в «Суете сует» появился благодаря исполнителям главных (Галина Польских и Фрунзик Мктрчян) и второстепенных ролей (Леонид Куравлёв, Людмила Иванова, Яна Поплавская, Наталья Крачковская, Борислав Брондуков). Первый «блин» у Суриковой в итоге комом не вышел — фильм посмотрели более 25 млн человек.
«Ищите женщину», 1983
Второй фильм Суриковой «Будьте моим мужем» также был, пожалуй, мелодрамой — герои Андрея Миронова и Елены Прокловой попадали в ловушку курортного романа, из которой находили путь к семейному счастью. А вот в следующей работе режиссер отправилась на неизведанную территорию детектива — с преступлениями, убийствами и кровью. Двухсерийный фильм «Ищите женщину» — это экранизация пьесы британского драматурга Джека Поплуэлла, которая, правда, до СССР добралась через Францию (отсюда французские имена персонажей). Секретарь нотариальной конторы Алиса видит своего босса мэтра Роше с ножом в спине; в панике она вызывает полицию, но труп исчез — и лишь острый ум инспектора Грандэна способен разгадать эту загадку. В фильме снова снялась целая россыпь звезд советского кино (в итоге это стало «фишкой» Суриковой), «Ищите женщину» не раз показывали по центральному телевидению, да и сейчас эта картина не кажется сильно устаревшей — хотя, конечно, это больше киноинсценировка театральной пьесы.
«Человек с бульвара Капуцинов», 1987
В принципе, в мире мало режиссеров, каждая работа которых становится мегауспешной — многих помнят максимум по одному-двум фильмам. Сурикова к середине 80-х уже была режиссером, что называется, «с багажом» — каждый её фильм вызывал интерес зрителей. И она могла позволить себе эксперимент, каким и стала картина о кинематографе в условиях американского Дикого Запада. «Человек с бульвара Капуцинов», разумеется, не настоящий вестерн — впрочем, все приметы этого жанра в фильме имеются: ковбои пьют в салунах и скачут на лошадях, индейцы в полном боевом оперении тоже скачут и тоже стреляют, красавицы красивы и доверчивы, а бармен тщательно подсчитывает убытки, несмотря на царящий вокруг хаос потасовки. Фактически «Человек...» — это капустник в самом хорошем смысле этого слова, пародия на всё, что только может вызвать улыбку, с непременной любовной линией и противопоставлением плохого хорошему. Ну и актеры собрались отменные — Андрей Миронов, Александра Яковлева, Михаил Боярский, Олег Табаков, Николай Караченцов, Игорь Кваша, Лев Дуров, Галина Польских, Спартак Мишулин и многие другие. «Человек с бульвара Капуцинов» мог быть только одним — снятым в то время и в тех условиях, и не случайно вторая попытка Суриковой использовать эту тему — комедия 2010 года «Человек с бульвара Капуцинок» — оказалась не принята зрителям.
«Хочу в тюрьму», 1998
Пожалуй, повторить успех «Человека с бульвара Капуцинов» было и невозможно — особенно с учетом того, что вскоре СССР распался, а с ним и распалась привычная система кинопроизводства. В 90-е Алла Сурикова делала комедии — довольно грустные, надо признать — о противопоставлении двух миров: В «Московских каникулах» это мир богатой итальянки и сотрудника российского НИИ, в «Детях понедельника» — мир богатого предпринимателя, у которого проблемы с криминалом, и мир его деревенского детства и первой любви. Ну а в фильме «Хочу в тюрьму» Сурикова экранизировала в чем-то романтичные представления о том, как хорошо живется в европейских тюрьмах простым заключенным — в отличие, конечно, от тюрем российских. Правда, не обошлось без определенных клише — главный герой (Владимир Ильин) механик с закрытого завода, который вляпывается в криминальную историю и решает пересидеть сложное время в голландской тюрьме. Пересидеть получается, только вот сложные времена заканчиваться и не думают.
«Провинциальные музеи России», 1999-2009
«Я не согласна с тем, что комедия умерла. Она всегда будет жить потому, что люди должны смеяться. Тем более сейчас, когда мы постоянно с чем-то боремся», — говорила Сурикова в одном из интервью. Правда, её портрет будет неполным без очень масштабного проекта о провинциальных российских музеях. Это не комедия и не рассказ о том, что можно увидеть в музеях, например, Тамбова, Омска или Саратова — а набор историй про обычных людей, волею судеб оказавшихся в этих культурных институциях этих городов. В этом проекте Алла Сурикова была автором идеи, а также продюсером и художественным руководителем — и в 2009 году именно ей досталась Государственная премия правительства России.

Снимали себя, жен и Вицина. Любимые актеры советских режиссеров
Первый из Джеймсов Бондов. Скончался актер Шон Коннери
«Она была замечательной актрисой». Чем запомнилась Ирина Скобцева
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть