История болезни души
«АиФ»: - Олег Павлович, если бы сама не видела, не поверила бы: толпа у входа в зал в МХТ им. А. П. Чехова, овации… И всё это - на спектакле театра Олега Табакова, поставленном по «Гнезду глухаря» В. Розова. А ведь Розов эту пьесу написал больше тридцати лет назад!
Досье | |
---|---|
Олег Табаков, актёр, режиссёр, худрук МХТ им. А. П. Чехова, основатель и худрук Театра п/р О. Табакова. Родился в 1935 г. в Саратове. В 1957 г. окончил Школу-студию МХАТ. Служил в театре «Современник», ныне - в МХТ им. А. П. Чехова. |
О.Т.: - Этот интерес зрительский означает, что время не подвергло пьесу Розова инфляции. Ведь там речь о чём идёт? Это разговор о том, что совесть для иных стала условностью, о том, как внешним благополучием, умением устроиться, возможностью звонить «нужным людям» калечатся души. Это едва ли не самые важные проблемы в современном мире, где уже нет чистых и нечистых, где всё перепуталось. И попытка передела зон влияния вновь наличествует в окружающей нас действительности. В этом спектакле все вещи называются своими именами. Вам предлагаются жизненные коллизии, которые - хотите или не хотите - вы на себя прикидываете. Такое в современном театре редко встречается. Вообще все те трое, что стоят, отлитые в бронзе, во дворе «Табакерки» на Чаплыгина, - Саша Вампилов, Саша Володин и Виктор Розов, - они писали, выражаясь медицинским языком, этиологию и патогенез наших душевных болей и душевных катастроф.
«АиФ»: - В пьесе сын, Пров, обращаясь к отцу, чиновнику, который так и не дослужился до замминистра, говорит: «По кольцам на срезе дерева можно узнать, каким был год десятки лет назад. А если вас на разрез вскрыть, что мы там увидим?» А правда: что мы увидим на «годовых кольцах» вашего поколения и нас - тех, кому сегодня 30-40 лет? Чья серединка гнилее, а у кого стержень железный внутри проходит?
О.Т.: - Пожалуй, у меня - железный. Хотя железный - не железный… Но есть у меня способность механизма, который называется «бульдозер». Я не «Феррари», не «Майбах», но если уж начинаю дело, то довожу его до конца. Я довольно неожиданно и отчаянно поворачивал судьбу свою. Смотрите: 14 лет я служу в «Современнике», потом ещё 8 лет работаю директором этого театра. Директором! Сам решил! А потом сам же и сказал: «Нет, ребята, моё представление о целях и задачах «Современника» и ваше представление об этом - разнонаправленные векторы. Я, пожалуй, уйду». Куда? А во МХАТ! К Ефремову! Опровергая которого, я и стал директором «Современника». Будучи одновременно и директором, и преуспевающим артистом, которому - и фестивали, и награды, и прочие пузыри, я начинаю в 1974 г. учить детей и в 1986 г. открываю новый театр - «Табакерку». Но и этого мало - я соглашаюсь быть ректором театрального института и 15 лет на это кладу. А после смерти Олега Ефремова я был вынужден подставить плечо и стать худруком МХАТа. Вот и всё! Я вам рассказал жизнь, в течение которой человек сознательно рубил по живому и всё менял. А жизнь-то - она набело живётся! В ней нет черновиков. Мне ведь 77 лет, а я два года назад ещё и пятую ипостась себе придумал - открыл театральный лицей для талантливых школьников, которых мы отбираем по всей стране. А ведь моей дочери младшей, Машке, 6 лет! Я у неё это всё ворую - время, заботу, которые должен был бы ей отдать. А в вашем поколении есть кто-нибудь такой? Боюсь, что нет!
«АиФ»: - Вот и возникает вопрос: оно вам надо, вся эта головная боль?
О.Т.: - «Ничто нас так не мучит, как ощущение собственной потенции». О. П. Табаков. Очень конкретно, по-моему!
«Я не судья!»
«АиФ»: - В пьесе молодой карьерист Ясюнин говорит своему помощнику: «В 2000 г., Вася, всех этих ветеранов войны уже не будет. И вся страна будет наша!» Так за кем страна-то оказалась? За этими беспринципными Ясюниными, готовыми на всё ради чина?
О.Т.: - А как же! Она за теми, кто есть. Ибо противопоставить им оказалось нечего и некого. Так что имеем мы то, что заслуживаем.
«АиФ»: - Почему у нас всегда так получается: старый, прогнивший мир разрушили, новый построили - и испугались того, что получилось?
О.Т.: - Знаете, у меня ответа на этот вопрос нет. У меня есть некое знание. Мой дед по материнской линии, владелец огромного имения Андрей Францевич Пьянтковский, умер в декабре 1919 г. - через два года и два месяца после того великого события, которое одни называли Октябрьской революцией, другие - Октябрьским переворотом. Два года и два месяца те самые крестьяне, которых он нещадно эксплуатировал, кровь которых он пил и т. д., кормили, поили, охраняли его! Потому что помер он в своей библиотеке. В своей постели. В своей усадьбе. Знаете, всё произошедшее с нами требует ещё дефиниций, определений. Время должно пройти. Лев Толстой «Войну и мир» написал лет через 50 после Отечественной войны 1812 года. А у нас капитализм с нечеловеческим лицом всего лишь 21 год! Так что пожить надо, посмотреть. Может, вы и дождётесь каких-то ответов. А мне это не светит. Но я могу только одно ответить: в жизни люди делали мне много добра. И до той поры, пока в человеке жива эта потребность сказать: «Спасибо! Простите меня Христа ради! Я хочу вам вернуть тем же», - жизнь будет продолжаться.
«АиФ»: - У писателя Андрея Битова был замысел проекта «Империя добра» - про СССР, про то, что не так уж там всё было и плохо. А для вас СССР какой был империей - добра или всё-таки зла?
О.Т.: - Я вообще не по этой части. Я не судья. Я человек мужского пола. А человек мужского пола начинается с того, что он берёт на себя ответственность за кого-то. Я первый свой брак заключил только после того как понял, что смогу прокормить женщину, которую люблю, и ребёнка, которого она мне родит. Добра или зла? Я по-другому на это смотрю. У Миши Рощина есть такие строки: «Будь проклята война - наш звёздный час». Даже я, которому было 5 лет в начале войны, это чувствовал тогда: в наибольшей степени реализация заповеди «Человек человеку друг, товарищ и брат» произошла во время войны.
«АиФ»: - Вернёмся когда-нибудь к такому единению? Ведь сегодня за окошком-то что происходит…
О.Т.: - Что происходит-то? Некоторые даже называют фамилии тех, кто за произошедшее в ответе. Был такой глава ЦРУ в 1950-1960-х годах - Аллен Даллес. Это он сочинил концепцию: давайте у них украдём их нравственные ценности. Подсунем им г...но. И тогда, конечно, они погорят!
Я не уверен, что это им удастся. Но жесточее, чем это испытание - рублём, ничего в России не было. Даже татаро-монголы, 300 лет бившиеся с нами, приносили огонь, кровь, меч. И кто-то из князей-проходимцев порой вставал на их сторону. Но купить весь народ они не смогли! А тут такую мину замедленного действия нам подложили. Хотя в каком-то смысле могу и опровергнуть это. Не знаю, удобно ли говорить об этом, но заработок актёров в тех театрах, которыми я руковожу, аналогичен тому, что получают артисты муниципальных театров Европы. А 12 лет назад гонорар артистов МХАТа знаете какой был? 8500 рублей! А в зале было заполнено 42% мест. Но деньги, которые сегодня получают мхатовцы, их, мне кажется, не испортили.
И ещё один момент: я помню, сколько я даю моей супруге Марине Зудиной на еду в месяц. Это я к тому, что размер желудка примерно одинаковый у всех. За двоих-то не съешь! (Смеётся.) Но как только человек моей должности или занимаемого положения забывает, сколько он даёт своей жене денег в месяц, многие серьёзные события начинают случаться…
Или вот бабушка моя… В начале 1943 г., когда уже был арестован фельдмаршал фон Паулюс (это я примеры вам даю, пищу для размышлений), пленных немцев, ободранных, едва ли не босиком, выгрузили на вокзале, построили в колонны и по зимнему Саратову погнали - «Форвардс!» - до Волги, к которой они так рвались. А там снег, лёд. Потоптались они там - и тут новая команда: «Цурюк! Назад!». Ещё когда они шли к Волге, бабушка долго смотрела им вслед. А мы тогда получали на день буханку чёрного хлеба и ещё довесок граммов в 50. У меня было право съесть его, этот довесок. Так вот, бабушка вернулась домой, разрезала буханку пополам, половину порезала на куски, собрала это всё в какую-то хусточку и сказала: «Лёлик! Иди отдай людям!» Я онемел! У нас отец в то время был в окружении на Кавказе. Мы все эти военные годы не то чтобы совсем уж умирали с голоду, но подголадывали. И что такое жареные картофельные очистки, я хорошо знаю. Дядя мой на фронте был ранен… Но, ничего не переспрашивая, я взял у бабушки этот завёрнутый в тряпицу хлеб и отнёс немцам.
Или отец, интеллигент в первом поколении, один из самых способных учеников академика Миротворцева… Он послал куда подальше свою броню и ушёл на фронт. Его насильно туда погнали? За идею воевать? За Сталина? Нет, он ушёл сам. И воевал за мать свою, Анну Константиновну. За жену. За первого сына, моего сводного брата Женьку. И за меня малого. И такие, как он, вытащили на своих плечах ту войну.
Или Немирович-Данченко 84-летний - 84-летний! - в 1943 г. убеждает советское правительство открыть Школу-студию МХАТ. Господь ещё не знал тогда, кто победит - Гитлер или Сталин. А он говорил о культуре! Подобные примеры можно долго перечислять. И они многое объясняют в нашем характере. Вот когда Даллес и компания эти загадки разгадают, они могут на что-то претендовать. Но пока они не откроют нашу «военную тайну» - помните, как у Гайдара? - ничего им не светит! (Смеётся.)
В чём она, эта «военная тайна», эта загадка наша? Я думаю, тут к Чехову надо повернуться. Человек, заражённый бациллой желания стать интеллигентом, непобедим. На самом деле!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть