4248

Музыка - везде. Маэстро Валерий Гергиев - о деньгах и духовности

№ 39 от 25 сентября 2013 года 25/09/2013

Наступивший театральный сезон для главы Мариинского театра Валерия ГЕРГИЕВА особенный - 25 лет назад, в сентябре 1988 г., его избрали (не назначили, как в прежние времена!) главным дирижёром тогда ещё Кировского театра. Не менее особенным стало и открытие нового сезона Мариинки-2.

ДОСЬЕ
Валерий ГЕРГИЕВ, дирижёр, худрук Мариинского теат ра. Родился в 1953 г. в Москве. В 1977 г. окончил Ленин градскую консерваторию, принят в Кировский театр. В 35 лет избран худруком оперной труппы Мариинского (Кировского) театра, с 1996 г. -худрук, директор Мариинского театра. Герой Труда РФ, лауреат четырёх Госпремий России. Женат. Трое детей.

После СССР

- Валерий Абисалович, талантов у нас много. Но на деле-то эти таланты, звёзды оперы, классической музыки, балета, получают намного меньше, чем футболисты, к примеру. И часто к нам в редакцию приходят письма, в которых читатели недоумевают: как же так, человек вынужден десятилетиями учиться на музыканта, потом совершенствоваться, держать планку, а миллионы при этом платят тем, кто не имеет образования, но хорошо бьёт по воротам? «Наш век короток», - говорят спортсмены. А у балетных танцовщиков он разве длиннее? Видимо, что-то в мире сломалось, пропорции какие-то нарушились, потому что массовый зритель хочет именно этих зрелищ - футбол, теннис, бейсбол. И, соответственно, туда идут деньги.

- Мне кажется, это тенденция мировая, а не исключительно наша. Просто у нас всё приобретает несколько уродливые формы. Не будем говорить сейчас об этих переплатах. На мой взгляд, в стране сегодня одно временно происходит очень много хорошего и очень много тревожного. Мы на перепутье.

- Да, в прошлые десятилетия денег особо не было. У всех было одинаково скромненько и бедненько.

- Пытались, я думаю, и тогда ловчить. Особенно в трудные 90-е - тогда шло отгрызание у страны необъятного советского экономического «чуда». На останках той, советской, империи возникали не всегда чудесные экономические варианты. Зато на этих вариантах можно было чудесным образом разбогатеть. Мы, артисты, тогда не могли да и не должны были об этом думать. Задача перед нами тогда стояла простая - сохранить костяк коллектива. Я же очень хорошо помню свой первый сезон. Сентябрь 1988 года, времена Горбачёва. Помните, тогда коллективы сами избирали себе руководителей? Время было достаточно беспокойное - последние советские военнослужащие тянулись из Афганистана. И было ощущение горечи от этого очень неудачного военно-политического эксперимента, от этого почти унизительного возвращения, как нам казалось, победоносных войск. Я в этом мало что понимал, но, как и миллионы других, чувствовал, что произошёл какой-то надлом, что в обществе образовалась трещина, которую вот так сразу залатать не удастся ни верхам, ни низам… Однако мы в Кировском театре взялись за работу достаточно рьяно, противопоставили себя этому процессу хаотического бесконтрольного сползания не только к без денежью, но и к беспринципности, к сдаче позиций.

- Все эти 20 с лишним лет вы боролись против вала бескультурья. Но ведь мы и сейчас продолжаем с этим сталкиваться. Когда часть людей отходит от культуры совсем или уходит к какой-то суррогатной культуре. Да, вы многого добились. Но и враг - бездуховность - только крепчает.

- Согласен, зло с лёгкостью врывается в жизнь наших детей, и молодёжь оказывается подвержена колоссальным рискам. Задача огромного коллектива Мариинского театра, где работает уже около 3 тысяч человек, - спокойно, методично расширять армию как любителей музыки и театра вообще, так и знатоков нашей изумительной музыкально-театральной традиции.

Сдержать наступление зла

- Валерий Абисалович, в наших с вами беседах мы постоянно поднимаем эту тему - духовное развитие страны. Вы для этого делаете очень много! Но понятно, что вы не можете охватить всё. Даже если вы в 3-5 раз увеличите интенсивность своей работы, съездите с концертами в десятки регионов и городов, всё равно эту необразованность духовную, засилье попсы, равнодушие в одиночку победить не сможете. Что здесь можно сделать?

- Да, я могу выступать 100-120 раз в год. И буду, если позволит здоровье. Трудно назвать регион, где мы ещё не были или не планируем побывать.

Нам - Мариинке, Большому театру, другим коллективам - сейчас думать надо о благотворительных акциях, особенно для школ и вузов. Либо они к нам, либо мы к ним. Давать на этих концертах или спектаклях надо и Прокофьева, и Стравинского, и Шостаковича, и Чайковского, и Моцарта, и Верди - всё!

- Вы имеете в виду концерты Мариинки в обычных общеобразовательных школах?

- На мой взгляд, не надо делить школы на музыкальные и образовательные. Музыка должна быть везде!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно