2189

Мы набираем обороты. Юрий Башмет - об идеях, классике и ответственности

№ 32 от 9 августа 2016 года 09/08/2016

Быть первыми

- Довольно долго интеллигенция, люди думающие говорили: нужна объединяющая идея государства. Помню, Никита Михалков прямо в лицо Владимиру Владимировичу на совещании сказал: «Нам нужен чистильщик, уборщик. Надо убрать страну».

Мне кажется, страна сегодня заявляет о себе как о великой державе, а это не всем нравится на Западе. Сила наша именно в этой идее. Потому как всем приятно осознавать, что твоя страна не принадлежит к третьему миру. Даже если в чём-то мы пока и отстаём, то всё равно имеем возможность стать первыми. Страна действительно крепнет. Когда в советские годы я выезжал за рубеж, всегда чувствовал тыл своего государства - нас уважали. Потом, когда Союз развалился, я ощутил совсем иное отношение: нас не принимали всерьёз. А сейчас возвращается уважение к нам. Соответственно и у народа появляются оптимистический настрой, надежда.

Мы всегда хотели быть сильными. Мы ничуть не меньше, чем они на Западе, открыты к поискам и в науке, и в творчестве, и в космосе, и в медицине. У нас всегда были свои Кулибины, но стабильности в развитии какой-либо области, чётко прописанного плана, базы не существовало. В советское время с тем же космосом или с «оборонкой» был порядок. Сейчас в этих областях мы снова набираем обороты и можем, как в былые времена, конкурировать с США.

Когда-то мир делился на два лагеря: Америка и Советский Союз. И в экономическом плане, и в политическом. И в культуре между нашими странами всегда была конкуренция.
У нас были такие музыканты, как Рихтер, Гилельс, Ойстрах, Коган, Ростропович, Шафран. У них - Хейфец, Айзек Стерн, Рубинштейн, Горовиц. Величины соизмеримые. А вот Европа за нами угнаться не могла. На любом конкурсе в Париже, Берлине, Вене любой студент Вася Иванов, окончивший нашу местную консерваторию, априори был на три головы выше классом любого французского, немецкого, австрийского мальчика, который считался по их меркам идеалом...

В ту эпоху Америка объединяла в себе одну часть гениев мира, Советский Союз - другую. Огромную роль в этом играла Московская консерватория со своей великой школой. И заметьте: многие из наших великих приехали в Москву из разных республик и краёв. Мстислав Ростропович родился в Баку, Святослав Рихтер - из Житомира, Виктор Третьяков - из Красноярска, Владимир Спиваков в Уфе родился, Олег Каган - в Южно-Сахалинске, Гидон Кремер - в Риге. Москва все эти бриллианты собрала, огранила...

У нас была потрясающая школа - и фортепьянная, и скрипичная. К сожалению, сейчас в этом смысле до сих пор остаются музыкально-образовательные пробелы. Поэтому мы открыли образовательные центры во многих городах, впервые в нашей стране организовали Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Сейчас идёт новый набор. Я, как никто другой, знаю состояние детского специального музыкального образования, просто потому что сам слушаю детей по всей стране. Талантов очень много, им просто нужно помочь.

ДОСЬЕ

Юрий БАШМЕТ. Родился в 1953 г. в Ростове-на-Дону. Народный артист СССР. Альтист, дирижёр, педагог. Художественный руководитель симфонического оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы». Многократный лауреат Государственной премии РФ.

Хватило смелости

- Многие сегодня критикуют перестроечные времена, 90-е. Но я считаю, что и те годы были нужны - прежде всего для осмысления, осознания, по какому пути идти нашей стране. Горбачёв тогда опасался за компартию. Не хотел, чтобы она превратилась в откровенного врага. Как выяснилось, опасения были небезосновательными - компартия имела электорат чуть ли не в половину страны. Поэтому Горбачёв очень осторожничал. А вот у Бориса Ельцина хватило и смелости, и решительности. После развала Союза появилось очень много новых проблем - приватизация госпредприятий и т. д. Михаил Жванецкий очень хорошо сказал по этому поводу: «Говорят, у нас воруют. Но это радует, значит, есть что воровать». Благодаря тому времени и реформам, на которые решился Ельцин, люди получили возможность для развития своего бизнеса. Я некоторых олигархов лично знаю. Должен сказать, среди них есть потрясающие, талантливые люди. Нужно иметь талант, умение идти на риск, чтобы развить предприятие до миллиардной стоимости. Знаю, как шёл к своей цели один олигарх: будучи директором завода, он у мастера учился, ночевал прямо на заводе на раскладушке.

Пока существовал Советский Союз, я не задумывался, влияет ли политический строй на культуру. А когда СССР разрушился, почувствовал: публика всё равно остаётся та же, что и при Брежневе, Горбачёве, Ельцине, Путине. И Шуберт, когда писал свои произведения, не какие-то сиюминутные вещи имел в виду. (Улыбается.)

Перевернуть страницу

- Сейчас мой оркестр принимает участие в спектакле «Не покидай свою планету» - это сценическая фантазия на тему «Маленького принца» Экзюпери. Люди уходят из зала завороженными. Спектакль даёт им пищу для размышлений, для переосмысления. Герой, которого играют по очереди Костя Хабенский и Артур Смольянинов, понимает, что мир богаче, шире, чем он думает. Да, он скоро умрёт в пустыне от жары и жажды, но именно поэтому он и задумывается о ценности жизни, о поступках хороших и плохих.

У Экзюпери есть потрясающая фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Что это такое, ответственность? Ответственность должна быть перед самим собой, перед Богом и перед родителями. Больше перед мамой, конечно. Мама никогда не научит своего ребёнка плохому. И, если взрослый человек соотносит свои поступки с уроками мамы, он плохим не будет...

Шедевры классической музыки тоже всегда говорят о сути. Потому и Бетховен, и Бах, и Чайковский и в Японии понятны, и в Китае, и в Европе. Везде, где бы человек ни родился, есть понятия верности и предательства, есть любовь и ненависть. Это то, что заложено в сути человеческой. Поэтому вряд ли можно чем-то отвратительным привлечь внимание. Вернее, можно, но всё равно потом отвернёшься - это не то, чем хочется наслаждаться. Произведения искусства, где нарушаются эстетические, скажем мягко, понятия, мне неприятны. Бесконечное смакование крови или порнография - это ниже планки. Американская писательница Сьюзен Зонтаг здорово сказала: «Свобода в творчестве - это умение уйти от самообмана». Часто успех может восприниматься человеком как достижение. Вот это самая большая ошибка. Потому что успеха можно добиться и вульгарным путём: одеваться нелепо или скорее раздеваться на сцене, делать что-то вызывающее, думая: ну и чёрт с ним, меня будут ругать, но зато у меня будет популярность. Это крайность. Всю жизнь нужно очень внимательно следить за собственным вкусом во всём...

И наш спектакль даёт возможность перевернуть страницу и опять задуматься о собственной жизни, о ценности великих человеческих чувств... Я думаю, что самое великое чувство на Земле - это всё-таки вера. От неё исходят и любовь, и стремление к чистоплотности души, и всё остальное...

Ольга ШАБЛИНСКАЯ
Фото Валерия ХРИСТОФОРОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно