110

Художник Елизавета Пастушенко: «Когда не могу объяснить словами – рисую»

Елизавета Пастушенко: Творчество – продолжение личности
Елизавета Пастушенко: Творчество – продолжение личности АиФ

По старым фото она написала портреты 12 подвижников Жировичского монастыря и создала иллюстрации к десяткам детских книг. АиФ в гостях у художника-графика, преподавателя Академии искусств Елизаветы ПАСТУШЕНКО

– В детстве я точно не была феей. Наоборот, была автономной, любознательной, настойчивой и даже иногда дралась с мальчиками.

Меня привлекали папины строительные инструменты. Например, мне давали маленький рубанок, и я пробовала им строгать, что-то вырезала из дерева, помогала папе закручивать шурупы. Да, я, конечно, любила цветы, рисовала принцесс с их красивыми нарядами. Но при этом рисовала и какие-то обыденные вещи: как папа ловит рыбу, как ребёнок спит в коляске, как семья идёт на праздник, и папа несёт сына на плечах. И мне было совершенно неинтересно пользоваться какими-то готовыми, упрощёнными схемами, которые предлагались в детском саду или школе, а хотелось нарисовать что-то своё.

Я пришла в изостудию раньше, чем в школу, хотя меня сначала и не хотели брать – я же была совсем маленькой. С удовольствием там занималась, пока не поступила в художественную школу. После ДХШ были художественный колледж и Академия искусств.

Я работала в самых разных графических техниках: как в печатных (литография, линогравюра, офорт), так и в оригинальных (акварель, тушь, пастель, а также мягкими материалами и т.д.). Сейчас я чаще работаю в авторской технике, где комбинирую различные приёмы и материалы.

Путешествие в страну Фантазию.
Путешествие в страну Фантазию. / Автор: Елизавета Пастушенко.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ

– Когда начали рисовать для детей?

– В книжной иллюстрации я с 2006 года. Ещё в детстве я очень любила рассматривать, как оформлены книги, в какой технике выполнены иллюстрации. И на четвёртом курсе Академии с большим интересом включилась сама в этот процесс. Сразу это были поэтические сборники, проза, потом и детская литература.

Например, сборник стихов «Кто есть кто» я оформила, сделала макет и напечатала в типографии «Альтиора» в 2017 году. За эту книгу я получила диплом 1 степени в номинации «Вместе с книгой мы растем» в конкурсе «Искусство книги» в 2019 году. В 2020 году я оформила сборник сказок «Старая сказка» Владимира Короткевича. За неё был тоже диплом в «Искусство книги». Также я оформляла сборник китайских сказок «Жоўты бусел», который вышел в 2021 году в издательстве «Народная асвета». За неё мне дали диплом лучшего иллюстратора 2021 года на республиканском конкурсе «Искусство книги».

Противостояние.
Противостояние. / Автор: Елизавета Пастушенко.

– С чего начинается иллюстрация к детской книги?

– Конечно, с прочтения текста. Постепенно в голове формируется визуальный ряд, стилистика изображения, конкретные образы персонажей.

Если я сотрудничаю с издательством, то мы с художественными редакторами обсуждаем общую канву, объём иллюстративного материала, формат издания.

В остальном я решаю сама, как всё будет. И это очень успешный вариант работы. Чему есть подтверждение в виде призовых мест в национальном конкурсе «Искусство книги».

Но в то же время у меня есть опыт создания собственной книги, где я сама решала, что и как будет, договаривалась с типографией о печати тиража. Эта была небольшая двуязычная книга, сборник детских стихов «Кто есть кто». Для меня это был очень интересный опыт. Эта книга также стала лауреатом республиканского конкурса «Искусство книги» и заняла первое место в номинации «Вместе с книгой мы растём».

– В момент работы над иллюстрациями вы взрослый или ребёнок?

– Работая с детской книгой, в любом случае я немного становлюсь ребёнком. Вспоминаю, как в детстве воспринимала сказочные иллюстрации, какие мне особенно нравились и почему. Пока вспоминаю, погружаюсь – появляются новые образы и элементы. Это всегда немного игра и важно, чтобы было интересно.

ИСКУССТВО РИСОВАТЬ ДУШУ

– Как появилась серия портретов подвижников Жировичского монастыря?

– Я была куратором студенческого пленэра, который проходил в Жировичах. С наместником Жировичского монастыря, владыкой Гурием мы обсуждали возможность создания портретов подвижников, которые в разное время являлись насельниками обители и сыграли важную роль в созидании обители и сохранении православия в нашей стране в советское время.

Подвижники Жировичского монастыря.
Подвижники Жировичского монастыря. / Автор: Елизавета Пастушенко.

Так появилась серия портретов «Подвижники Жировичской обители» – 12 штук. Материалов об этих людях было немного, в основном чёрно-белые фото, часто плохого качества. Моя задача заключалась в том, чтобы создать полноцветные портреты в реалистической манере на основании имеющихся материалов. Позже эти работы были переданы на хранение и экспонирование в Жировичский монастырь.

Конечно, рисовать портрет духовного лица – это не то же самое, что рисовать портрет обычного человека. Для меня это была достаточно большая ответственность. Было важно показать – этот человек не такой, как все, другой.

– А искусство – это что-то божественное? Может оно исцелять?

– Для меня творчество – это возможность говорить о том, что трудно сказать или объяснить обычными словами. Иногда это работает, как арт-терапия – ты о чем-то сложном сказал, нарисовал и эта энергия перешла в другую форму существования, из внутреннего во внешне, в условную форму. И если это было что-то острое, ранящее, то оно для меня теряет свою остроту и существует уже отдельно.

​Дар жизни.
​Дар жизни. / Автор: Елизавета Пастушенко.

СОЗДАНИЕ МИРА

– Где вы берёте такие удивительные образы?

– Я проходила разные этапы. На каждом были свои мотивы для работы, темы, задачи. В моём творчестве есть мои личные состояния, размышления о жизни, иногда это желание найти визуальный образ для абстрактных вещей, иногда сопоставление противоположностей.

Творчество – это продолжение личности художника, и оно видоизменяется вместе с изменениями в самом авторе. Конечно, есть узнаваемые моменты, например, манера или какой-то технический приём, у кого-то есть своя излюбленная цветовая гамма. И работая в академии со студентами, я вижу, насколько перекликаются творчество и характер автора.

– Ваши работы потрясают детализацией. Кажется, что это очень трудоёмко и занимает всё пространство времени…

– Рисовать у меня получается намного меньше, чем хотелось бы. Работа в академии и быт забирают много времени и сил. Но внутренняя мотивация помогает эти моменты сглаживать. Творчество наполняет, даёт силы, удовлетворение. Поэтому, даже не смотря на усталость, я нахожу возможности для работы. Мало что сравнится с чувством, когда вот перед тобой был пустой лист или холст и через какое-то время там появляется целый мир, созданный тобой. И особенно приятно, когда в работе удаётся достигнуть желаемого результата.  

– Как вам пишется в эпоху ИИ?

– Я ещё не определилась окончательно со своим отношением к ИИ. Да, есть много полезных, практических вещей, которые мы можем осуществить при помощи этих программ. Но эти плюсы выглядят, скорее, как хороший побочный эффект. А вот если глобально об этом подумать, то становится не по себе, есть в этом что-то противоестественное.

Вытеснят ли они художников, которые работают без их помощи, я не знаю. Может, на каком-то этапе немного подвинут. А может, и наоборот: те, кто ими не пользуется и делает хорошие работы, будут цениться в конце концов ещё больше. Это только время покажет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно