По старым фото она написала портреты 12 подвижников Жировичского монастыря и создала иллюстрации к десяткам детских книг. АиФ в гостях у художника-графика, преподавателя Академии искусств Елизаветы ПАСТУШЕНКО
– В детстве я точно не была феей. Наоборот, была автономной, любознательной, настойчивой и даже иногда дралась с мальчиками.
Меня привлекали папины строительные инструменты. Например, мне давали маленький рубанок, и я пробовала им строгать, что-то вырезала из дерева, помогала папе закручивать шурупы. Да, я, конечно, любила цветы, рисовала принцесс с их красивыми нарядами. Но при этом рисовала и какие-то обыденные вещи: как папа ловит рыбу, как ребёнок спит в коляске, как семья идёт на праздник, и папа несёт сына на плечах. И мне было совершенно неинтересно пользоваться какими-то готовыми, упрощёнными схемами, которые предлагались в детском саду или школе, а хотелось нарисовать что-то своё.
Я пришла в изостудию раньше, чем в школу, хотя меня сначала и не хотели брать – я же была совсем маленькой. С удовольствием там занималась, пока не поступила в художественную школу. После ДХШ были художественный колледж и Академия искусств.
Я работала в самых разных графических техниках: как в печатных (литография, линогравюра, офорт), так и в оригинальных (акварель, тушь, пастель, а также мягкими материалами и т.д.). Сейчас я чаще работаю в авторской технике, где комбинирую различные приёмы и материалы.
ВИЗУАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
– Когда начали рисовать для детей?
– В книжной иллюстрации я с 2006 года. Ещё в детстве я очень любила рассматривать, как оформлены книги, в какой технике выполнены иллюстрации. И на четвёртом курсе Академии с большим интересом включилась сама в этот процесс. Сразу это были поэтические сборники, проза, потом и детская литература.
Например, сборник стихов «Кто есть кто» я оформила, сделала макет и напечатала в типографии «Альтиора» в 2017 году. За эту книгу я получила диплом 1 степени в номинации «Вместе с книгой мы растем» в конкурсе «Искусство книги» в 2019 году. В 2020 году я оформила сборник сказок «Старая сказка» Владимира Короткевича. За неё был тоже диплом в «Искусство книги». Также я оформляла сборник китайских сказок «Жоўты бусел», который вышел в 2021 году в издательстве «Народная асвета». За неё мне дали диплом лучшего иллюстратора 2021 года на республиканском конкурсе «Искусство книги».
– С чего начинается иллюстрация к детской книги?
– Конечно, с прочтения текста. Постепенно в голове формируется визуальный ряд, стилистика изображения, конкретные образы персонажей.
Если я сотрудничаю с издательством, то мы с художественными редакторами обсуждаем общую канву, объём иллюстративного материала, формат издания.
В остальном я решаю сама, как всё будет. И это очень успешный вариант работы. Чему есть подтверждение в виде призовых мест в национальном конкурсе «Искусство книги».
Но в то же время у меня есть опыт создания собственной книги, где я сама решала, что и как будет, договаривалась с типографией о печати тиража. Эта была небольшая двуязычная книга, сборник детских стихов «Кто есть кто». Для меня это был очень интересный опыт. Эта книга также стала лауреатом республиканского конкурса «Искусство книги» и заняла первое место в номинации «Вместе с книгой мы растём».
– В момент работы над иллюстрациями вы взрослый или ребёнок?
– Работая с детской книгой, в любом случае я немного становлюсь ребёнком. Вспоминаю, как в детстве воспринимала сказочные иллюстрации, какие мне особенно нравились и почему. Пока вспоминаю, погружаюсь – появляются новые образы и элементы. Это всегда немного игра и важно, чтобы было интересно.
ИСКУССТВО РИСОВАТЬ ДУШУ
– Как появилась серия портретов подвижников Жировичского монастыря?
– Я была куратором студенческого пленэра, который проходил в Жировичах. С наместником Жировичского монастыря, владыкой Гурием мы обсуждали возможность создания портретов подвижников, которые в разное время являлись насельниками обители и сыграли важную роль в созидании обители и сохранении православия в нашей стране в советское время.
Так появилась серия портретов «Подвижники Жировичской обители» – 12 штук. Материалов об этих людях было немного, в основном чёрно-белые фото, часто плохого качества. Моя задача заключалась в том, чтобы создать полноцветные портреты в реалистической манере на основании имеющихся материалов. Позже эти работы были переданы на хранение и экспонирование в Жировичский монастырь.
Конечно, рисовать портрет духовного лица – это не то же самое, что рисовать портрет обычного человека. Для меня это была достаточно большая ответственность. Было важно показать – этот человек не такой, как все, другой.
– А искусство – это что-то божественное? Может оно исцелять?
– Для меня творчество – это возможность говорить о том, что трудно сказать или объяснить обычными словами. Иногда это работает, как арт-терапия – ты о чем-то сложном сказал, нарисовал и эта энергия перешла в другую форму существования, из внутреннего во внешне, в условную форму. И если это было что-то острое, ранящее, то оно для меня теряет свою остроту и существует уже отдельно.
СОЗДАНИЕ МИРА
– Где вы берёте такие удивительные образы?
– Я проходила разные этапы. На каждом были свои мотивы для работы, темы, задачи. В моём творчестве есть мои личные состояния, размышления о жизни, иногда это желание найти визуальный образ для абстрактных вещей, иногда сопоставление противоположностей.
Творчество – это продолжение личности художника, и оно видоизменяется вместе с изменениями в самом авторе. Конечно, есть узнаваемые моменты, например, манера или какой-то технический приём, у кого-то есть своя излюбленная цветовая гамма. И работая в академии со студентами, я вижу, насколько перекликаются творчество и характер автора.
– Ваши работы потрясают детализацией. Кажется, что это очень трудоёмко и занимает всё пространство времени…
– Рисовать у меня получается намного меньше, чем хотелось бы. Работа в академии и быт забирают много времени и сил. Но внутренняя мотивация помогает эти моменты сглаживать. Творчество наполняет, даёт силы, удовлетворение. Поэтому, даже не смотря на усталость, я нахожу возможности для работы. Мало что сравнится с чувством, когда вот перед тобой был пустой лист или холст и через какое-то время там появляется целый мир, созданный тобой. И особенно приятно, когда в работе удаётся достигнуть желаемого результата.
– Как вам пишется в эпоху ИИ?
– Я ещё не определилась окончательно со своим отношением к ИИ. Да, есть много полезных, практических вещей, которые мы можем осуществить при помощи этих программ. Но эти плюсы выглядят, скорее, как хороший побочный эффект. А вот если глобально об этом подумать, то становится не по себе, есть в этом что-то противоестественное.
Вытеснят ли они художников, которые работают без их помощи, я не знаю. Может, на каком-то этапе немного подвинут. А может, и наоборот: те, кто ими не пользуется и делает хорошие работы, будут цениться в конце концов ещё больше. Это только время покажет.




Увидеть главное. В 32 года белоруска потеряла зрение. В 37 стала художником
Художник Михаил ДАЙЛИДА: «Канцелярский реализм – это просто прикол»
«Понимайте нас!». Что можно увидеть в виртуальной арт-галерее «Атрибут»
«Я всегда был счастлив». Картины Хаима Сутина стоят миллионы долларов
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть