В Национальном художественном музее Беларуси под картиной «Девушка» русского художника Филиппа Малявина была обнаружена работа неизвестного автора – цветочный натюрморт.
Подробнее о том, как такое могло случиться, мы расспросили старшего научного сотрудника выставочного отдела музея и художника-реставратора Юлию МИСЮЧЕНКО (на фото). Именно она и обнаружила вторую картину.
«Девушка» Филиппа Малявина с 1945 года находится в экспозиции Национального художественного музея. Ещё до поступления в музей авторское произведение было дублировано (т. е. на работу с обратной стороны подклеивают новый холст, что помогает продлить жизнь произведению). Второй холст был покрыт плотной коричневой краской, потому трудно было предположить, что под ней скрывается ещё одна картина.
В 2023 году началась плановая реставрация «Девушки». Тогда Юлия МИСЮЧЕНКО и увидела под коричневым слоем ещё одно произведение искусства.
Уникальный случай
– Случалось ли что-то подобное ранее в истории Национального художественного музея?
– Был приблизительно похожий случай. Речь о небольшой работе «Девушка в розовом», на которую был продублирован холст с изображением пожилой дамы в чепце. Но так как эти полотна, вероятно, продублировал непрофессионал, одно полотно начало отделяться от другого самостоятельно из-за высыхания клея.
– А в чём уникальность «Девушки» Малявина и цветочного натюрморта?
– Во-первых, уникальность работы заключается в размерах картины: 130х94 см. Во-вторых, видно, что вторую картину, в отличие от случая выше, «прятал» профессионал: цветочный натюрморт сохранился практически в идеальном состоянии.
– А как картины были соединены вместе?
– Их приклеили друг к другу свободными сторонами без изображения. Сам натюрморт поверх авторского изображения имел три записи (так называют слои красок, нанесённые поверх подлинной живописи и защитного покрытия): первый слой – наполовину зелёный и наполовину голубой, второй – полностью коричневый.
– Как картина попала к вам на реставрацию?
– «Девушке» в некоторых местах нужно было укрепить лакокрасочное покрытие. Перед тем как приниматься за работу, реставратор должен тщательно отсмотреть экспонат. Так я заметила рельеф и уже не смогла избавиться от мысли, что вижу очертания цветка. Я позволила себе открыть небольшой фрагмент коричневой краски и увидела, что за записью есть цвет. Также после осмотра стало ясно, что через кракелюры – маленькие трещины, которые появляются на картинах в процессе старения, – виден цвет изображения. Сделали рентгенограмму, которая подтвердила мои догадки о том, что на дублировочном холсте скрывается изображение.
Раскрыть запись
– Сколько занял процесс реставрации?
– «Девушку» от цветочного натюрморта (т. е. одну картину от другой) мне удалось отделить за сутки. Далее в течение года шло раскрытие записей. Специальными растворами, которые я наносила на полотно, с помощью инструментов я по микрону освобождала цветочный натюрморт от коричневой, зелёной и голубой записей. К слову, в некоторых местах голубая краска очень трудно размягчалась растворами. Потому решила не рисковать, чтобы не нарушить авторское произведение, и оставила микроны голубой записи на полотне.
В некоторый местах пришлось собирать фрагменты (т. е. дописывать их). В таком процессе реставратор не имеет права выходить за рамки изображения автора: если видно, что, грубо говоря, здесь есть очертания лепестка, – берёшь кисть и с помощью специальных техник «возвращаешь» его на место.
– С позиции профессионала, какие впечатления у вас от найденной картины?
– Цветочный натюрморт фантастически красив. Мы полагаем, что эта картина была написана в период 1927–1940-х гг. Натюрморт подписной, но личность автора мы пока не установили. Атрибуция может длиться десятилетиями. Это очень сложный процесс.
Также мы можем утверждать, что эта картина какое-то время жила в качестве самостоятельного произведения, так как у неё есть свои повреждения. И, судя по всему, ей ранее пытались придать салонный вид: в двух местах, на фоне, писали пейзаж. Уникальность цветочного натюрморта ещё и в том, что эта картина написана на ткани из шёлка.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть