78

Цветы на шёлке. Под работой известного художника нашли ещё одну картину

"Аргументы и факты" в Беларуси № 50. Каждый день в радость с "АиФ" 10/12/2024
Юлию МИСЮЧЕНКО: «Мы полагаем, что обнаруженный натюрморт был написан в период 1927-1940-х гг.»
Юлию МИСЮЧЕНКО: «Мы полагаем, что обнаруженный натюрморт был написан в период 1927-1940-х гг.» / Фото автора. / Коллаж АиФ

В Национальном художественном музее Беларуси под картиной «Девушка» русского художника Филиппа Малявина была обнаружена работа неизвестного автора – цветочный натюрморт.

Подробнее о том, как такое могло случиться, мы расспросили старшего научного сотрудника выставочного отдела музея и художника-реставратора Юлию МИСЮЧЕНКО (на фото). Именно она и обнаружила вторую картину.

«Девушка» Филиппа Малявина с 1945 года находится в экспозиции Национального художественного музея. Ещё до поступления в музей авторское произведение было дублировано (т. е. на работу с обратной стороны подклеивают новый холст, что помогает продлить жизнь произведению). Второй холст был покрыт плотной коричневой краской, потому трудно было предположить, что под ней скрывается ещё одна картина.

В 2023 году началась плановая реставрация «Девушки». Тогда Юлия МИСЮЧЕНКО и увидела под коричневым слоем ещё одно произведение искусства.

Уникальный случай

– Случалось ли что-то подобное ранее в истории Национального художественного музея?

– Был приблизительно похожий случай. Речь о небольшой работе «Девушка в розовом», на которую был продублирован холст с изображением пожилой дамы в чепце. Но так как эти полотна, вероятно, продублировал непрофессионал, одно полотно начало отделяться от другого самостоятельно из-за высыхания клея. 

– А в чём уникальность «Девушки» Малявина и цветочного натюрморта?

– Во-первых, уникальность работы заключается в размерах картины: 130х94 см. Во-вторых, видно, что вторую картину, в отличие от случая выше, «прятал» профессионал: цветочный натюрморт сохранился практически в идеальном состоянии.

– А как картины были соединены вместе?

– Их приклеили друг к другу свободными сторонами без изображения. Сам натюрморт поверх авторского изображения имел три записи (так называют слои красок, нанесённые поверх подлинной живописи и защитного покрытия): первый слой – наполовину зелёный и наполовину голубой, второй – полностью коричневый.

– Как картина попала к вам на реставрацию?

– «Девушке» в некоторых местах нужно было укрепить лакокрасочное покрытие. Перед тем как приниматься за работу, реставратор должен тщательно отсмотреть экспонат. Так я заметила рельеф и уже не смогла избавиться от мысли, что вижу очертания цветка. Я позволила себе открыть небольшой фрагмент коричневой краски и увидела, что за записью есть цвет. Также после осмотра стало ясно, что через кракелюры – маленькие трещины, которые появляются на картинах в процессе старения, – виден цвет изображения. Сделали рентгенограмму, которая подтвердила мои догадки о том, что на дублировочном холсте скрывается изображение.

Раскрыть запись

– Сколько занял процесс реставрации?

– «Девушку» от цветочного натюрморта (т. е. одну картину от другой) мне удалось отделить за сутки. Далее в течение года шло раскрытие записей. Специальными растворами, которые я наносила на полотно, с помощью инструментов я по микрону освобождала цветочный натюрморт от коричневой, зелёной и голубой записей. К слову, в некоторых местах голубая краска очень трудно размягчалась растворами. Потому решила не рисковать, чтобы не нарушить авторское произведение, и оставила микроны голубой записи на полотне.

В некоторый местах пришлось собирать фрагменты (т. е. дописывать их). В таком процессе реставратор не имеет права выходить за рамки изображения автора: если видно, что, грубо говоря, здесь есть очертания лепестка, – берёшь кисть и с помощью специальных техник «возвращаешь» его на место.

– С позиции профессионала, какие впечатления у вас от найденной картины?

– Цветочный натюрморт фантастически красив. Мы полагаем, что эта картина была написана в период 1927–1940-х гг. Натюрморт подписной, но личность автора мы пока не установили. Атрибуция может длиться десятилетиями. Это очень сложный процесс. 

Также мы можем утверждать, что эта картина какое-то время жила в качестве самостоятельного произведения, так как у неё есть свои повреждения. И, судя по всему, ей ранее пытались придать салонный вид: в двух местах, на фоне, писали пейзаж. Уникальность цветочного натюрморта ещё и в том, что эта картина написана на ткани из шёлка.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно