113

Уберегли от кражи. Чем уникален музей «Спасённые художественные ценности»

Анастасия Бобович / Фото автора

В 1989 году в Бресте открылся Музей «Спасённые художественные ценности». Уникальный, единственный в своём роде музей, в котором хранятся бесценные произведения искусства: от икон до антикварной мебели. А оказались они здесь благодаря жажде наживы контрабандистов и внимательности таможенников.

Экспозиция музея состоит из произведений искусства, которые изъяли таможенники при попытке их незаконного вывоза за рубеж. Найдя ценные предметы, у которых нет соответствующих документов на вывоз, таможенники передают их для судебного разбирательства. И если законный владелец ценности не найден, то после культурное наследие поступает в музеи нашей страны.

Хитры на выдумку

Первый зал музея посвящён деятельности Брестской таможни по предотвращению незаконного перемещения культурных ценностей. Здесь посетителям покажут фотоснимки, сделанные при обнаружении контрабанды, а также предметы, которые послужили для неё тайниками.

Экскурсию для читателей «АиФ» по выставочным залам провела заведующая музея, искусствовед Ирина ТАРИМА. К слову, Ирина Николаевна в своё время работала искусствоведом-контролером управления культуры Брестского облисполкома в составе группы, которая контролировала вывоз культурных ценностей из СССР.

– Вот, например, фото фанерного ящика с двойным дном, под ним были обнаружены картины, иконы, другие ценные предметы, – рассказывает Ирина Николаевна. – Или вот эта коробка от какао служила тайником для четырех икон. Рядом стоит сахарница. Обратите внимание: двойное дно в ней сдвинута, ведь внутри перевозили старые серебряные монеты. К слову, в одно время монеты, ювелирные изделия, золото часто прятали в каблуках туфель. А ещё ценности пытались перевозить в консервных банках. И порой запечатывали жестяные крышки так аккуратно, что на первый взгляд было сложно подумать, что внутри хранится не продукт, а историческая реликвия. 

Чтобы вывезти реликвию, контрабандисты делали тайники из всего, что было под рукой.
Чтобы вывезти реликвию, контрабандисты делали тайники из всего, что было под рукой. Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

В советское время таможенники вручную осматривали личные вещи, фуры, а искусствоведы-контролёры на месте проводили экспертизу вещей, которые визуально попадали под категорию историко-культурных ценностей. В настоящее время технологии продвинулись далеко вперед. Например, ныне используется сканирование большегрузных машин. Этот процесс позволяет обнаружить оружие, наркотики, антиквариат, не досматривая каждый угол машины вручную.

Разрезанные иконы

Значительную часть экспозиции музея занимают старинные иконы. Они нередко перевозились в распиленном виде, ведь так контрабандистам их было проще спрятать. О духовном не думали...

После реставрации некоторые произведения иконописи были возвращены их хозяевам, если их принадлежность им подтверждалось документально (например, таким образом было возвращено 90 икон одному коллекционеру) или возвращены/переданы храмам.

– Однажды мы обнаружили на одной из икон шифр Владимиро-Суздальского музея-заповедника, – приводит пример Ирина Тарима. – Выяснилось, она была украдена. Икону вернули музею.

Среди экспонатов остались те предметы иконописи, чья «родословная» не известна или те, для которых перевозка может оказаться опасна. А вот в музее созданы все условия для их правильного и бережного хранения.

– На протяжении нескольких десятилетий иконы занимали одно из первых мест среди предметов контрабанды, – объясняет наличие большой экспозиции иконописи искусствовед. – В советское время многие храмы были закрыты и разграблены. Старшее поколение уходило, а молодежь, не понимая ценности «бабушкиной» иконы, за дёшево могла продать её скупщику. А тот, зная цену вещи, старался продать её за рубеж.

В отдельном зале экспонируются иконы в серебряных окладах, созданные в ведущих ювелирных центрах России XVIII – начала XX вв.: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Казани и др. Поистине впечатляет своим размером и красотой оклад иконы «Преподобный Сергий Радонежский», выполненный в 1843 г. в Санкт-Петербурге мастером Дмитрием Андреевым, работавшим для Императорского двора. Поэтому не исключено, что эта икона была сделана для кого-то из дома Романовых. 

Фаберже

За стеклом одного из стендов красуется нефритовый нож для разрезания бумаги от фирмы Фаберже. Его ручка выполнена из серебра, а лезвие – из зеленого нефрита. К слову, нефрит – любимый камень Карла Фаберже, при котором фирма достигла наивысшего рассвета.

Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

Есть и туалетные принадлежности именитой фирмы: флакон для духов, пудреница, шкатулка. Приковывает взгляд большая хрустальная ваза в серебряной оправе – изделие Московского филиала фирмы Фаберже. К слову, его ювелирное отделение в начале XX века возглавлял Артур Миткевич-Жолтко – выходец из Могилёвской губернии.

Восток

В соседнем зале экспонируется коллекция буддийских икон (танки), религиозные сюжеты которых написаны минеральными красками на ткани. На посетителей смотрят изображения покровителей богатства, здоровья и семейного благополучия.

А, например, Северный Кавказ представлен выставкой кинжалов, женскими и мужскими поясами, которые служили для украшения национальных костюмов. Если присмотреться, на поясах можно увидеть монеты, датированные ХIХ веком.

Мебель в сухом молоке

В зале европейского декоративно-прикладного искусства XVIII – начала XX в. экспонируются предметы убранства интерьера. Привлекает внимание антикварная мебель.  

Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

– В 1993 году таможенники проверили фургон, который следовал через пункт пропуска Козловичи в Германию. По официальным бумагам в фуре перевозили сухое молоко. Однако таможенников что-то насторожило... Поэтому пакеты с продуктом выгрузили, а на дне фургона обнаружили мебель, картины и другие ценные вещи, – рассказывает Ирина Николаевна.

Портретисты и пейзажисты

Картины в музее в основном принадлежат портретному и пейзажному жанрам.

Одни из наиболее ценных экспонатов – три подлинные работы Ивана Константиновича Айвазовского. Это небольшие полотна, такие работы художник как правило писал за два-три часа.

Фото: Фото автора/ Анастасия Бобович

– Из Бреста выезжала семья на постоянное место жительство в другую страну, – вспоминает историю картин экскурсовод. – Они вывозили домашнее имущество, в котором оказались эти произведения искусства. Семья знала, что без соответствующих документов вывозить картины Айвазовского нельзя, но спрятала их среди своих вещей, надеясь на удачу. И хоть картины принадлежали им, но закон был нарушен – ценности были изъяты на границе.

Сохранить для потомков

В наши дни вывезти подобные ценности за рубеж нелегально всё труднее. Поэтому коллекция музея редко пополняется новыми предметами старины. Но, с одной стороны, это хорошо. Ведь основная задача – сохранить и передать потомкам то, что уже спасено.

В выставочном зале музея регулярно экспонируются различные выставки, проводятся творческие встречи, литературные вечера и другие мероприятия. И всё это происходит в окружении вещей с историей. Экспонатов, которые были спасены от рук контрабандистов.

Оставить комментарий (0)