Музей расписных ковров, или белорусской маляванки, расположен в историко-культурном музее-заповеднике «Заславль». Здесь под одной крышей собрана большая коллекция расписных ковров – около 300 штук.
Подробнее о музее и экспонатах, находящихся в нем, «АиФ» рассказала старший научный сотрудник историко-культурного музея-заповедника «Заславль» Инесса СОБОЛЕВСКАЯ.
НИКАКОЙ СТИРКИ
Музей белорусской маляванки открылся в мае 2023 года, но собирать экспонаты работники музея начали еще в конце 80-х. Активнее всего музейные экспедиции проходили с начала 90-х до середины нулевых годов. Постепенно собралась самая большая коллекция рисованных ковров в стране.
В Беларуси пик популярности использования ковров в быту пришелся на середину 20-х и продолжался до середины 60-х годов ХХ столетия.
Из-за легкости изготовления расписные ковры стали быстро набирать популярность. Первоначально все они выглядели примерно одинаково: цветы по периметру и в центре, иногда встречались изображения животных. Как правило, рисунок наносили на домотканое полотно, окрашенное в черный цвет. Это полотно было узким, его ширина ограничивалась шириной домашнего ткацкого станка. Чтобы сделать широкое полотно, сшивали несколько частей.
О том, почему черный цвет был для ковров основным, догадок много. Одна из причин — бытовая, ведь на черном грязь не так заметна, как на светлом. Другая предполагаемая причина: на темном фоне краски выглядели красивее и ярче. Кстати, краску мастера сами изготавливали из растений, коры деревьев, ягод, овощей и др. Чтобы получить белую краску, добавляли зубной порошок. А для того чтобы краска не растекалась, использовали вазелин или столярный клей. Такие ковры не стирали, иначе бы краска смылась, но даже несмотря на это, привлекательный вид они сохраняли недолго — через несколько лет красочный слой начинал трескаться, обсыпаться и выгорать. Тогда ковры снимали со стен и использовали для других бытовых нужд.
ЖЕНСКОЕ ДЕЛО
Многие исследователи считают, что первые ковры изготавливали женщины, так как в основном именно они занимались ткачеством и вышиванием. Но поскольку научиться ткать было проще, чем рисовать, со временем начали выделяться талантливые мастерицы, которые рисовали лучше, чем другие. Уже в 30-е годы ХХ века ковры стали известны практически во всех регионах страны. Маляванки часто использовали в качестве подарка на свадьбу, день рождения, юбилей или другие важные даты.
Мастера, создающие ковры, не считали нужным подписывать их собственными инициалами. Вместо этого на коврах по желанию изображались инициалы заказчиц, при этом располагались они обычно в центре.
РОМАНТИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ
Немного позже орнаментальные ковры стали сюжетными. На них сохранились цветы, но в центре теперь можно было увидеть иллюстрацию настоящих историй, чаще всего романтического характера. Заказчицами по-прежнему оставались в основном девушки. А о чем мечтает молодая девушка? Конечно же, встретить свою любовь. Считается, что данное чувство символизирует пара лебедей или голубей, поэтому этих птиц стали часто изображать на коврах. Если на рисунке птицы летят или плывут навстречу друг другу, то девушка, заказавшая ковер, обязательно будет счастлива. Если же птицы смотрят в разные стороны, то, скорее всего, любовь безответна либо девушку разлучили с любимым.
Художники-самоучки чаще всего заимствовали образы или сюжеты, вдохновляясь картинами, открытками, рекламой товаров, иллюстрациями из журналов, этикетками, посудой. Часто на коврах изображалась свадьба. Вешая такой ковер над кроватью, молодые девушки тем самым желали сами себе счастья, то есть совершали «замову на шчасце».
Вдохновлялись и сюжетами песен. Так, на одном из ковров 60-х годов под названием «Янка и Алена» изображен сюжет песни «Ручнiкi». Песня долгое время считалась народной, однако у нее есть авторы: 17-летняя студентка Гертруда Соколова написала стихотворение, а преподаватель по белорусскому языку Николай Петренко написал к нему музыку, и позже произведение исполнили студенты. В 1969 г. «Песняры» включили песню в свой репертуар, и она стала известна на весь Советский Союз.
Одна из работ в коллекции музея написана на простыне. Ее автор – художник Ипполит Ворса. В 1950-х годах он был в заключении в ГУЛАГе, там же начал рисовать. Руководство, заметив это, выдавало ему простыни, которые он расписывал исключительно для начальства. Экспонат, представленный в музее, был создан в 1953 г. для односельчанки. Сюжет автор придумал сам. На картине изображено свидание молодой пары. Характеры персонажей раскрываются через мелкие детали, которые можно долго рассматривать.
На коврах также могли использовать некоторые виды декорирования. Например, в музее есть ковер «Ангел», где главный персонаж украшен осколками битых елочных игрушек, приклеенных на обычный канцелярский клей.
Конечно, большинство художников, создававших ковры, до сих пор неизвестны, однако некоторые имена все же сохранились. Именно им, всемирно известным мастерам белорусских маляванок, и посвящен зал постоянной экспозиции. Это «Удивительный мир Алены Киш» и «Тропинки Язепа Дроздовича».
РАЙСКИЕ ПОЛОТНА
Алена Киш родилась в Слуцком районе в 1896 г. (по другим сведениям – в 1889-м). Рисовать начала с самого детства, хотя нигде этому не училась. Сама того не подозревая, Алена создавала для крестьян ковры в стиле примитивизма. Ее оригинальные по сюжетам произведения не имеют аналогов в народном белорусском искусстве.
В свое время белорусский художник Владимир Басалыга увидел творчество Алены Киш, которое настолько ему понравилось, что, став профессиональным художником, он решил собрать ее работы. Всего в Беларуси осталось 13 работ, из которых 11 хранятся в фондах музея-заповедника, оставшиеся два ковра — в семье художника.
СОБЛЮДАЯ ТРАДИЦИИ
Еще один раздел в музее посвящен Язепу Дроздовичу: здесь собрана самая большая коллекция его маляванок— более 30 работ. Язеп Дроздович родился в 1888 г. на Витебщине. С детства мечтал стать художником, окончил художественную школу и работал учителем рисования в школе. Но одно время, чтобы прокормить себя, он вынужден был ходить по деревням и рисовать ковры. Хоть работы Язепа были выполнены некачественными красками, художник не позволял себе халтурить, рисовал для крестьян так, будто это были богатые заказчики.
Дроздович соблюдал все традиции маляванок: обрамлял центральный сюжет бордюром из цветочных орнаментов, но и здесь оставался собой — изображал таинственные ночные пейзажи.
МАЛЯВАНКИ СЕЙЧАС
К сожалению, искусство маляванок исчезает. Конечно, современные художники обращаются к данному жанру, но это уже не такое масштабное явление, как в 30-е годы, когда в каждом доме имелся подобный расписной ковер. Ведь раньше маляванки создавались для украшения жилья, а сейчас это вид художественного творчества, к которому мы обращаемся для продолжения и переосмысления традиции.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть