aif.ru counter
424

Армен Григорян («Крематорий»): «Куда ни глянь, везде одни топоры»

Армен Григорян.
Армен Григорян. © / кадр из youtube

Лидер группы «Крематорий» Армен Григорян в интервью "АиФ" рассказал о том, что заставило его помогать деньгами поклонникам, почему Борис Гребенщиков нацарапал в его гостиничном номере неприличное слово, как бросил пить и курить, как застрял во Вьетнаме на 8 месяцев, а также о разломанных шкафах и многочисленных женщинах, послуживших прототипами героинь его песен.  

Владимир Полупанов, "АиФ": Армен, ты человек состоятельный, но не сказать, что богатый. Тем не менее в период жёсткого карантина на своей страничке в соцсети ты сообщил, что готов помочь деньгами всем поклонникам, которые испытывают нужду. Кому и как удалось помочь?

Армен Григорян: Не уверен, что об этом стоит говорить...

 Поверь, стоит.

 В конце апреля, в самый пик самоизоляции, мне начали приходить письма от членов нашего фан-клуба, они были в полном отчаянии: некоторым буквально нечего было есть. Писали люди разного возраста, но в основном — молодые активные, кто потерял работу и остался без зарплаты. Просили о помощи подписчики наших страниц и из соседних государств. И на фоне всего этого кошмара у меня в фейсбуке постоянно вылезали посты о том, что Борис Гребенщиков объявил сбор средств на запись альбома в Лондоне…

 В твиттере БГ действительно было сообщение в апреле текущего года: «Производится сбор денег на оплату записи нового альбома». Но позже музыкант заявил, что «возникла неразбериха», и добавил: он ни у кого денег не просит, но и не откажется, если кто-то захочет помочь коллективу оплатить студию.  

 Хорошо, уберем его за скобки, тем более что к БГ я отношусь с уважением. Но эта история повлияла на моё решение поделиться деньгами с теми, кто помог мне их когда-то заработать. Как раз пришёл гонорар за книгу «Призраки Крематория», плюс мне капают авторские отчисления в РАО…

 Но тем не менее концертов не было, непонятно было, когда вновь появится работа, и ты решился на это? Это поступок!

 Мы с женой Наташей испытывали настоящее счастье, когда помогали незнакомым, по сути, людям. Они искренне описывали тяжёлое положение, в котором оказались, и после денежных переводов некоторые признавались, что мы для них сделали больше, чем государство...

Не обошлось, естественно, без жуликов, но мы их быстро распознавали. Ошиблись с адресатом только однажды. Было какое-то количество писем, в которых просили денег на кошачий приют, для «бабушки подруги», у которой сортир надо починить, или, ни здрасьте, ни до свидания, а просто присылали номер карты с коротким: «Спасибо, жду». И как бы нам ни хотелось помочь всем, приходилось отказывать, и это было, поверь, отнюдь не просто. Сначала отправляли всем по 5-10 тысяч. Потом стали снижать суммы, потому что поток просьб увеличился, а наши возможности, к сожалению, были небезграничны. Плюс ко всему, в Москве наш администратор Алексей развозил продукты питания нуждающимся. Мне кажется, это был правильный поступок. Спасибо Борису Борисовичу, который меня на это вдохновил.

 Судя по всему, с БГ у тебя давние «счёты». В своей книге ты иронично о нём отзываешься. На совместных гастролях в Сибири БГ пришёл в твой гостиничный номер в «измененном состоянии». Ты был в компании девушек и под шумок сбежал с ними от незваного гостя. После чего на столе в твоем номере появилось вырезанное ножом слово из трех букв. Поведал ты и о том, как носил на себе нетрезвого лидера «Алисы» Константина Кинчева. Описанные тобой эпизоды никак не принижают масштабы личностей обоих. Разве нет?

— Согласен. Я не оценивал творчество коллег. Эта книга прежде всего о личностях, которые тем или иным образом повлияли на «Крематорий», на меня. Рок-н-ролльная жизнь без таких эпизодов, о которых зритель даже не догадывается, была бы неяркой. Да и чувство юмора, надеюсь, не покинуло их. Я честно старался никого не обижать, оставаясь объективным и искренним, не лез в личную жизнь других, да и собственной не касался. Если вторгаться в эту область, то, конечно, можно задеть за живое. Но что есть, то есть. Музыканты же безобразничают иногда: выкидывают телевизоры из окон гостиничных номеров, ломают шкафы (не будем показывать пальцем) (смеётся).

 Зачем ты сломал шкаф?

— У нас был региональный прокатчик Сергей Терпигорев, он устраивал нам и многим другим группам туры и фестивали в Сибири. Как-то раз после банкета в гостинице у нас произошла пьяная потасовка (не буду рассказывать, кто с кем дрался), в результате которой шкаф в моём номере был разломан вдребезги. Сергей, когда увидел этот ужас, созвал всех погромщиков и сказал: «Теперь каждый из вас берёт кусок от поломанной мебели и выносит на помойку так, чтобы администрация гостиницы ни о чём не догадалась». Так мы весь шкаф и вынесли по частям, а когда пришла горничная принимать номер, то его отсутствия она попросту не заметила. Ответственности за вандализм удалось избежать.

 С декабря 2019 года по август 2020-го вы с супругой провели во Вьетнаме. Как вас туда занесло?

 Жизнь «Крематория» сильно изменилась в последние годы. Осенью и весной мы активно гастролируем, а в остальное время уезжаем: летом в Армению, зимой во Вьетнам, но всё равно совмещаем отдых с работой.

В 2016 году мы с женой впервые уехали в тропики на месяц. Нам показалось мало. В следующий раз увеличили «дозу» до двух, а потом до трех месяцев. В этом году провели там целых 8 месяцев. Не по своей воле, но не без удовольствия! Улетели во Вьетнам 11 декабря, должны были вернуться 2 апреля, но наш рейс оказался первым отменённым. Особо не переживали: концерты все перенеслись на осень, да и в нашей деревушке было куда приятнее, чем в Москве.

Если везде в побережном Вьетнаме ты задыхаешься от влажности, то в этом местечке климат почти континентальный, такая аномальная территория и многообразно красивая.

 Были ли у вас там приключения?

 Я перестал плавать в океане (прямо по песне «Манго-Манго» «Аквалангисты»: «Когда мы выходим на берег, то девочки радостно стонут. И мы начинаем рассказы про разные трудности моря»). Но меня укусила не акула, а «португальский кораблик» — такая медуза, которая мигрирует в июне через Южно-Китайское море в Австралию. От её укуса смерть наступает через 3 минуты! Мне страшно повезло, потому что меня ужалила в ногу не сама ядовитая тварь, а её оторванные штормом щупальца. Но нога была такой, будто я целый час лежал в крапиве  ожоги, рубцы, волдыри. Сказать, что я был взволнован — ничего не сказать! Испугались мы не на шутку. Хорошо, что в местной аптеке наученные опытом вьетнамские провизоры знали, как с этим бороться, и вручили мне спасительную мазь, а внутренности велели протирать ромом. Примерно через две недели удалось избавиться от последствий.

 Как вы работаете, находясь вдалеке от дома?  

 Мы уже года два как перевели весь (ну почти весь) студийный процесс в Сеть. Песню «Шпионы», которую мы выпустили в июле, я как раз доделывал во Вьетнаме. Правда, работали над ней долго  почти 2 года. Раньше музыканты приходили в студию, быстро всё записывали и разбегались. А теперь всё происходит удалённо, с разными саунд-продюсерами, у которых куча примочек и бесконечная библиотека звуков. И они нас «мучают» вот этим своим ассортиментом, предлагая разные варианты аранжировок. Процесс выбора окончательного саунда, естественно, растягивается и удлиняется.

 «Шпионы» ведь совсем не про шпионаж?

 Я думаю, что песня, скорее, связана с разочарованием в том, что происходит не только у нас, а вообще в мире: с тотальной несвободой и беспардонным нарушением прав человека. Я законопослушный гражданин, и мне бы хотелось иметь с государством прозрачные отношения. Но часто, когда я сталкиваюсь с ним, начинаются проблемы и откровенный грабёж. Куда ни глянь — везде одни «топоры», запреты и законы, не имеющие ничего общего со здравым смыслом. Взывать осталось только к высшим силам. Вот об этом песня.

 Ты же должен остро чувствовать связь с людьми, для которых пишешь песни. А находясь за границей, отрываешься от почвы. Полная расслабуха и созерцательный образ жизни, который ты ведёшь во Вьетнаме, не деморализуют тебя как автора?

— Не думаю, что я отрываюсь от почвы. Это раньше мы кружились по Москве, собирались на кухнях, обсуждали текущие события, обменивались мировоззрением и творческими идеями, черпали новости в киосках «Союзпечать». Сейчас есть интернет, благодаря которому всё это стало возможным не выходя из дома. Новостей и дружбы с людьми в соцсетях достаточно, чтобы поддерживать бытовое общение, а когда у тебя ещё есть возможность длительного созерцания красот тёплой и яркой природы, появляется мощный творческий стимул.

 Ваш последний альбом «Люди-Невидимки» вышел 4 года назад. С той поры появились всего две песни  «Шпионы» и «Гагарин Лайт». Не пишется?

 Пишется. Буду с тобой откровенен. У любого долгоиграющего автора есть проблема самоповторов. Кто-то называет это авторским почерком, более того, многие поклонники только этого и ждут и часто просят: «А могли бы вы написать какую-нибудь песню, как в альбоме Живые и мертвые (1989 г.), или как на Зомби (1991 г.), или как в Трёх источниках (2000 г.), или как в Амстердаме (2008 г.)»? Но мы всё-таки стараемся делать в аранжементе что-то такое, чего не делали раньше.
Нынешний состав группы существует уже около 12 лет. Мы хорошо сыграны, и, что касается концертов, всё выглядит почти идеально. А вот для студийной работы новые песни я решил раскидать по разным саунд-продюсерам, и они делают свои версии, безусловно, отличающиеся от тех, что сделали бы мы. По мере готовности выйдет несколько синглов, а в 2021-м появится и новый номерной альбом «Крематория».

Меня очень вдохновляет, когда зрелые композиторы ищут аlter ego. В этом году выпустил шикарный альбом Оззи Осборн (Ordinary Man, 2020 г.). В прошлом после долгого перерыва вышла прекрасная работа у The Who (The Who, 2019 г.). Не думал, что Робби Кригер из группы The Doors выпустит такой замечательный джаз-фанковый альбом (The Ritual Begins at Sundown, 2020 г.). И солист Nazareth Дэн Маккаферти порадовал альбомом шотландских песен (Last Testament, 2019 г.). Слышал ли ты последнюю работу Олега Гаркуши «23» (2019 г.)? Он сочетает в себе не только массу своих разнообразных талантов, но и тонкий вкус, и в альбоме это слышно.

Вот такие попытки найти в собственных новых произведениях то, чего не было раньше, меня сегодня привлекает и радует.

 Ты можешь объяснить популярность своих ранних хитов, таких как «Безобразная Эльза», «Мусорный ветер», «Маленькая девочка», «Хабибуллин», «Таня»?

 Все эти песни прошли через время и пространство и до сих пор входят в концертный репертуар. Они давно живут своей жизнью, и я не пытаюсь им мешать.

 У тебя много песен про женщин: «Таня», «Маша», «Любаша», «Оля», «Света», «Мэрилин», «Рукоблудница Лида». Даже «Текила-бум» про прекрасную половину. Можешь коротко рассказать про каждую из женщин, послужившую прототипом песенных образов?

 «Текила-бум» — девушка-байкер, которая очень любила текилу и группу ZZ Top. После того как мы побывали у неё в гостях в Бирюлёво, появилась песня. Правда, в тексте фигурирует Люблино, но только потому, что лучше укладывается в размер. «Мэрилин» на самом деле зовут Леной. Сейчас она театральный критик, а когда-то была актрисой и заведовала театром на Курской, где мы тоже часто выступали и, как правило, не без приключений.

Однажды хитрый безбилетник спустился в зал этого подвальчика по верёвке. За сценой находился сортир, и он, видимо, метил туда. Но ошибся на пару метров и приземлился на сцену.

«Света — расхожий типаж покорительниц столицы. Некоторые её детали списаны с подружки моего приятеля, ради которой этот идиот продал бабушкину квартиру в Москве и купил шикарный автомобиль. Недолго покатав Свету, он разбил машину, врезавшись в столб. Теперь у него ни квартиры, ни машины, ни Светы.

«Маша» ныне живет в Англии. Фраза «Не целуй без любви» связана с её чрезмерным сексуальным любопытством. У меня редко встречается в песнях назидание, но в данном случае присутствует.
«Рукоблудница Лида» и «Клубника со льдом» — две песни, связанные с одним и тем же городом, Санкт-Петербургом. Почему-то там нам везёт на компании, где являются девушки, придерживающиеся однополых отношений. Как-то я познакомился там с дамой, которая сказала мне примерно следующее: «Сейчас безопаснее жить с электронным прибором, чем с мужиком. Да и настоящих мужиков почти не осталось». Собственно, из этого изречения и вылупилась песня.

«Оля» — тоже отзвук из прошлого. Я некоторое время общался с компанией хиппи. Эти московские неформалы каждую зиму «самоизолировались» в квартире, хозяйка которой и стала героиней песни. Зимовали они, по их утверждениям, на накопленные коммуной средства. По мере надобности в магазин отправлялся гонец, приносил еду, и вот так они существовали до весны: ели, пили, спали и курили. За окном менялись декорации, времена и даже генсеки. Странная была компания, но пары моих походов к ним хватило для полноценного сюжета о хозяйке и её сожителях. Словом, наша портретная коллекция в большинстве своём имеет реальные прообразы, лишь слегка сдобренные фантазией автора.

 А кто такая «Женщина-пила»?

 А вот о своих бывших я бы не хотел говорить (смеётся).

 Ты написал: «Я никогда не думал, что стану таким: некурящим, практически не пьющим и почти вегетарианцем». Во многих твоих песнях присутствует алкоголь. Он ведь является своеобразным топливом. Согласись, если бы не было его, не родились бы и многие песни?

 С алкоголем, правда, связано много приключений, но он никогда не был самоцелью, а, скорее, средством для общения.

А с курением я завязал очень легко. Затушил последний бычок и понял, что мне это совершенно не нужно. Просто задумался: зачем мне портить собственное здоровье, загонять в легкие дым, чувствовать себя отвратительно и, как только становится лучше, опять брать сигарету и травить организм? Когда я осознал эту бесполезность, то бросил курить мгновенно и без мучений.

Что касается выпивки, то у меня были хорошие учителя, которые привили мне вкус к виноградарству и виноделию. Если во времена дикой перестройки приходилось глушить спирт из трехлитровых банок и это считалось общественной нормой, то с годами я стал получать удовольствие не от количества, а исключительно от качества хорошего коньяка, вина, виски.

Параллельно и тоже с годами пришло понимание профессиональной ответственности. Музыкальная группа  это как футбольная команда. Если ты вышел на поле и у тебя вратарь или защитник не в адеквате, ты никогда не выиграешь матч. Поэтому, когда мы играем вместе, все должны быть в одном состоянии. Либо давайте выпьем, и тогда всем будет смешно, а зрителям тем более. Либо мы все-таки относимся к своей профессии серьезно, выходим и играем на все сто! У нас в давности случались концерты, когда мы выползали на сцену в таком состоянии, что даже гитары в руки не могли взять и микрофоны не видели. Сейчас и вспоминать-то стыдно, но что было, то было. Видимо, не совершив греха, не осознаешь истину.

 Случай с Ефремовым для многих стал уроком?

 Да, безнаказанность может быть долгой. Но в какой-то момент кирпич всё же упадёт на голову.

 Александр Невзоров сказал, что не бывает великих актёров без патологий. Совершенствуясь в профессии, актёр совершенствуется и в безобразиях.

 Я с большим уважением отношусь к советскому кино. Если взять плеяду советских актеров (Евстигнеев, Смоктуновский, Яковлев, Леонов, Высоцкий, Андрей Миронов, Папанов и т. д.) и режиссёров театра и кино (Вахтангов, Таиров, Меерхольд, Тарковский, Параджанов, Гайдай, Данелия и т. д.), то величие — не в пользу современных, хотя допускаю, по выражению Невзорова, что бытовых «патологий» им всем хватало с лихвой, но работе не мешало. В случае с Михаилом Ефремовым я не стал бы говорить о нём как о великом актёре. Талантлив? Да. Но папа был куда одарённее.

Мои родители как-то ходили на спектакль «Сталевары» в постановке Олега Ефремова во МХАТе. Он вышел перед спектаклем и обратился к залу с приблизительно следующими словами: «Огромное вам спасибо, что, не испугавшись названия, вы пришли на этот спектакль. Фурцева (тогдашний министр культуры  Ред.) от нас требует современности. Но я сделал всё, что мог, чтобы приблизить современность к произведению искусства». И родителям понравилось то, что у него получилось. Из той ситуации Олег Ефремов выжал максимум. Я как человек, проживший часть своей жизни в театре Маяковского, видел почти все постановки Олега Гончарова с тем великолепным ансамблем актеров, с которыми он работал. Это совершенно другой профессиональный уровень, и сравнивать представителей нынешнего поколения деятелей искусств с предыдущими можно лишь условно.

 «Не знаю, искусственно накачивалась эта злоба или прорвалась вдруг стихийно,  но это никак не чувство справедливости,  написал журналист и писатель Дмитрий Быков.  Это злорадство и мстительность, вещи гадкие, и то, что Ефремов вдруг стал притягивать их в таком количестве, — тоже показатель его значительности, потому что это его предназначение  так высвечивать в людях все  и доброе, и дурное, которое в последнее время расплодилось чудовищно». Согласен?

 Да. Есть такая русская пословица: плохо не то, что своя корова сдохла, а что у соседа жива. Существует довольно много людей, страдающих бытовым презрением к персонажам, которые мелькают на экранах и в публичном пространстве. Конечно, найдутся и те, которые с удовольствием дали бы тому же Ефремову по морде. Не столько в качестве мести за убитого человека, а ради собственного удовлетворения. И Ефремов  отчасти жертва этой агрессии. С другой стороны, я не очень понимаю метаний самого артиста. Сел за руль в невменяемом состоянии и убил человека. Признался, покаялся. А теперь явилась версия, что и не было его за рулем. На что рассчитывает его адвокат и как работает его мозг — одному ему известно. В любом случае надо надеяться лишь на справедливость Фемиды.

 В период, когда вы начинали, в советское время, была и цензура, и свобод выразить свое мнение было меньше. Ты сказал: «Мы в несвободном обществе нашли некую свободу». По-твоему, тогда свобод было больше, чем сейчас?

 Свобод было, конечно, меньше. Занавеси железные висели, но зато неподдельной искренности во взаимоотношениях и порядочности было хоть отбавляй. Мне кажется, если бы мы начинали сегодня, то вряд ли бы куда-то пробились. Интернет и цифровые СМИ, как мы когда-то наивно полагали, должны были стать лазейкой к абсолютной свободе, но стали всемирной платформой для пропаганды, искажения истории, манипуляций и прочих фейков и заблуждений. В определённой степени всё это касается и искусства. Нам очень повезло со временем. Все дошедшие до сегодняшнего дня группы когда-то давно записали свои песни в примитивных полудомашних студиях и, несмотря на сомнительное качество записи и исполнения, смогли найти дорогу к слушателю. Это и стимулировало личную свободу, и дальнейшее движение, которое длится уже так много лет. Тогда зритель буквально сам приходил к исполнителю, сейчас же всё наоборот.

— В конце сентября у вас начинается гастрольный тур, который закончится в декабре выступлением в Израиле. Есть уверенность, что откроются границы?

 Всё, конечно, зависит от зарубежных правительств. Концертные промоутеры, видимо, что-то знают и считают, что это возможно. Мы пока после долгого перерыва приступили к репетициям, в том числе и с симфоническим оркестром «Глобалис». Результат представим 28 ноября в столичном «ГлавClub Green Concert». За графиком наших перемещений по Россси можно следить на нашем сайте crematorium.ru.

 24 ноября тебе исполнится 60 лет. Отметите круглую дату таким образом?

 Да, как раз приурочим дату к 37-му дню рождения группы. Отдельно свои дни рождения я давно уже игнорирую.

 Почему?

 Как говорил Марк Твен: «Не такой я дурак, чтобы праздновать приближение собственной смерти» (смеется). Что касается всего остального, надеюсь, что все подлянки 2020-го на этом прекратятся и времена тяжёлые навсегда останутся в прошлом, чего искренне желаю всем!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых