Известный артист Александр Жданович - человек интересной судьбы. В интервью «АиФ» актер поделился, сложно ли делать выбор, не бояться признавать ошибки, иметь свое мнение.
ПРИНЦИП - НЕ НАВРЕДИ
- Вы без проблем поступили на актерский факультет, но долго сомневались, правильно ли выбрали профессию. Почему?
- Когда я решил поступать в театральный институт, родители меня не то чтобы отговаривали - а я из простой рабочей семьи, - они вели со мной разговор в таком ключе, что искусство - это нечто эфемерное, несерьезное. А профессию нужно иметь конкретную. И, так как мой друг собирался поступать в кулинарный техникум, я подумал: если не поступлю на актера, тоже пойду в кулинарный. Но, несмотря на то что не особенно верил в свои силы, поступил на актерский без проблем. И вот уже более тридцати лет в профессии.
Однако и за эти долгие годы у меня были сомнения: тот ли путь я выбрал? Когда я попал в театр после учебы, то еще был инфантильным, несформировавшимся, не готовым к «столкновению» с реалиями театрального производства, например, с очень тяжелой по акустике большой сценой театра им. Горького. Помню, Ростислав Иванович Янковский, царствие ему небесное, подходил ко мне в антракте и ругался: «Тебя не слышно!»
…Я люблю свою профессию, но есть еще одна сторона, которая мне не близка: актеру нужно раствориться в замысле режиссера, драматурга. А где же твое «я»?! Поэтому мне пришлось искать другие способы самовыражения - в поэзии, рисовании: у меня много живописных работ, проходили выставки. Поэтому и возник в моей судьбе театр, где мы ставим спектакли с участием людей с инвалидностью. Вроде и театральное дело, но совершенно с другого ракурса. Наверное, я бы сформулировал так: просто быть артистом для меня было мало.
- Вы всю жизнь преданы одному театру. Почему?
- Я однолюб и в жизни, и в профессии. А еще я не тот, кто за лучшие перемены для себя будет всех расталкивать локтями. Все же главный принцип, которого я придерживаюсь, - не навреди.
Философский выбор
- Я слышала разные мнения насчет того, какие роли сложнее играть, - положительные или отрицательные.
- Когда Достоевский работал над описанием низменного в человеке, это удавалось ему намного легче, чем создание образов героев с высокими моральными принципами. В этом есть какая-то тайна. Но я думаю, любому актеру хочется сыграть не положительного или отрицательного персонажа - четко белое или черное, а сложный характер, неоднозначный, в котором уживаются и низкое, и высокое. Такие роли мне наиболее удаются.
Для многих стало неожиданностью, когда Витаутас Григалюнас предложил мне роль тирана Калигулы в одноименном спектакле, потому что меня больше знали как характерного актера, комедийного. Он меня еще спросил тогда, знаю ли я пьесу Камю про Калигулу - я знал прекрасно, она меня заворожила. Пьеса очень сложная - про философский выбор: герой, видя несправедливость мира, выбрал путь во тьму…
- За время нашей беседы вы неоднократно упоминали и цитировали Федора Достоевского. Почему именно этот писатель вам так близок?
- Видимо, любимым становится то, что отзывается внутри тебя. Было время, когда идея веры, смирения воспринималась мной неоднозначно, даже как унижающая человеческое достоинство. Я был на противоположной стороне! Но, когда читал Достоевского, еще толком не зная Библии и Евангелия, чувствовал, что меняюсь, обновляюсь.
Сейчас мы репетируем «Братьев Карамазовых» (реж. С. Ковальчик, О. Клебанович): у меня в этом спектакле небольшая роль, но очень радостно, что театр не боится таких сложных тем, берется за них. Понятно, что нужно заполнять залы, а публика лучше всего идет на развлекательную тематику, комедии. Однако нельзя забывать и о воспитании аудитории.
Зритель за последние тридцать лет очень изменился. В конце 80-х - начале 90-х он был, возможно, менее информирован и напичкан какими-то масскультурными образами, фильмами. В этом был свой плюс, потому что так называемый клиповый способ воздействия на людей отучил их мыслить, делать собственные выводы. Тогда зрители, если им что-то не нравилось в театре, высказывали свою точку зрения, уходили, не аплодировали.
А сегодня люди вроде бы искушенные, их особо нечем удивить, но при этом многие поступают по инерции - как все. Модно? Пришли, посмотрели, посмеялись, похлопали, разошлись! А какого-то своего взгляда, мнения во всем этом нет.
Любимый телеведущий
- А как в вашей судьбе возник Маляваныч, которого знали все дети?
- Как-то мне позвонил режиссер Максим Носов и пригласил в программу «Калыханка». Я сразу сказал: «Нет, не хочу, не буду!» Я тогда был молод, планка у меня была завышена: думал, я же театральный актер, какая программа для детей? Но меня «уломали», сказали, что пришла новая команда, будет все по-другому, современно. Возможно, одним из решающих моментов, благодаря чему я согласился, стал приход в программу нашей великой тюзовской актрисы Веры Кавалеровой, с которой мы были дружны.
И как-то все совпало: родился образ ведущего детской передачи, которого полюбили дети. Хотя я поначалу боялся, что этот имидж повлияет на мою актерскую судьбу: вдруг не дадут играть серьезные роли! Но один мудрый человек сказал мне: «Знаешь, Саша, твои роли в театре, кино лет через 20-30 кто-то вспомнит, а кто-то нет. А зрители программы, которые сначала были детьми, потом выросли, не забудут, как ты положительно на них воздействовал!»
В целом я проработал в «Калыханке» 18 лет. Приятно, что до сих пор узнают. Когда в глазах человека на несколько секунд появляется тепло воспоминаний о детстве, связанных с Маляванычем, - такие моменты очень утешают.
Простые и добрые
- Работа с людьми с инвалидностью занимает почти все ваше время. Как возникла идея создания такого театра?
- Все началось с человека, который сыграл огромную роль в моей жизни, - супруги Людмилы, ныне покойной. Она неуклонно вела меня к вере. Сначала она общалась с ребятами из интерната, потом постепенно приобщила меня: мы стали показывать для них кукольные спектакли. Сразу какого-то контакта у меня с ними не было. Но шаг за шагом я стал открывать для себя этих удивительных людей, и сегодня считаю, что знакомство, дружба с ними - это значительное приобретение в моей жизни. Я очень многому у них учусь, потому что они цельные по своей природе, простые и очень добрые. В театральной студии «Радость» при Свято-Елисаветинском монастыре мы создали и играем спектакль «Маленький принц», и для ребят это огромное счастье.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть