Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович – человек принципиальный, деятельный и активный, если речь идет о профессии, любимом театре. «В остальном я – водная гладь без ряби», - признается актриса.
«АиФ» поговорил с известной творческой личностью, чтобы узнать, в чем секрет такой безоговорочной преданности любимому делу.
- Ольга Михайловна, вы неоднократно повторяли: «Служение театру поглощает целиком!» А какие-то болевые точки общества вас трогают, не оставляют равнодушной?
Давно в профессии
- А вы когда-нибудь думали, что всерьез займетесь режиссурой? Все в нетерпении ждут увидеть, каким получился ваш режиссерский дебют на сцене родного театра им. Горького – постановка «Братья Карамазовы» по Достоевскому…
- Я настолько давно в профессии, имею огромный опыт и пытливость ума, которая позволяет не терять современную интонацию и свежесть восприятия происходящего сегодня, что достаточно легко в этом существую.
Я занималась режиссурой и раньше, часто ассистировала в театре и ставила спектакли вместе со своими студентами в БГАИ. Достоевский «начался» с дипломной работы. Когда художественный руководитель нашего театра Сергей Ковальчик увидел этот спектакль на сдаче в академии, предложил мне поработать с нашей труппой.
Как для актрисы, для меня важно высказаться в роли. Как для режиссера – в работе открывается более широкий диапазон возможностей, позволяющий выговориться. Меня это очень привлекает.
- Вас называют актрисой широчайшего диапазона, которой подвластны и драматические роли, и комедийные. А вам самой что ближе?
- Я всегда любила пробовать себя в разных амплуа, потому что я характерная актриса, но все же мой самый любимый жанр - трагифарс. Я играла разных персонажей - от подзаборной алкоголички до королевы: меня всегда привлекала пестрота человеческих характеров. Когда я получаю роль и читаю пьесу, сразу чувствую интонацию роли и понимаю, как это должно быть. Но, конечно, прислушиваюсь к режиссеру, куда он ведет.
Погружение в роль
- Как в день спектакля у вас происходит подготовка к роли, погружение в нее?
- Расскажу вам забавную историю. Я в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» по Островскому играю няньку в купеческом доме, которой уже за семьдесят лет. Этот персонаж выстраивает всю позитивную интонацию в постановке – по сути, на этой простой, доброй, веселой женщине многое держится. И я всегда, когда еду в театр играть этот спектакль, не наношу макияж, надеваю платочек и намеренно превращаюсь в «бабульку», на которую окружающие реагируют соответствующим образом – как на простую, позитивную женщину в возрасте, которая то ли гардеробщицей работает, то ли вахтером. То есть ты так погружаешься в роль, что тебя даже принимают за другого человека.
А когда играешь, например, Ольгу в «Трех сестрах», то, безусловно, не до быта: в этот день картошку точно лучше не чистить. Тебе важно абстрагироваться от будничного, земного, внутренне приподняться.
- Вы как-то признались, что были готовы уйти из профессии на пике карьеры, мол, нашли бы чем заниматься…
- Когда человек любит жизнь во всех ее проявлениях, когда ему все интересно, поверьте, он не останется без дела. Поэтому уйти мне было бы не страшно! Я бы нашла себя в чем-то другом, точно так же ринулась бы в профессию с головой и служила ей. Я уверена, что если бы не стала актрисой, то из меня получился бы хороший врач: я в юности мечтала стать хирургом. Меня очень радует, что моя внучка выбрала этот путь. Она окончила колледж, сейчас работает медсестрой и готовится поступать в медицинский университет.
Не смену отстоять
- Не все понимают, когда актеры говорят: «Сыграть спектакль – это не смену у станка отстоять!»
- Искусство требует жертв, и, конечно, актеры эти жертвы приносят. Настоящие актеры, которые не щадят себя, сжигают свои сердца и нервы. Я вспоминаю слова моего замечательного педагога Владимира Андреевича Маланкина, который наставлял нас – студентов: «Как вы думаете, что должно быть на первом месте для актера? Здоровье! Потому что вы будете его килограммами отдавать на сцене. А потом уже талант!» Владимир Андреевич говорил и о том, что психофизика должна быть натянута, как струна: тронул – и сразу звучит. Я еще тогда спросила у него: «Неужели для этого нужно нервную систему специально расшатывать?» Конечно, нет. Актер должен уметь управлять своей нервной системой. В этом профессионализм. Помнится, на съемках одного сериала мне предстояла драматическая сцена, в которой я должна была рыдать. Мне сказали: «Сейчас мы создадим атмосферу, гримеры закапают вам специальные капли в глаза…» «Это лишнее, - говорю. – Дайте мне минуту перед тем, как камера начнет снимать». Отошла в угол, повернулась, сыграла - «Стоп!». Раздались аплодисменты. А в этом ничего сверхъестественного. Просто я владею профессией.
- Ольга Михайловна, говорят, после «Братьев Карамазовых» вы беретесь ставить очередной спектакль…
- На худсовете меня попросили восстановить нашу легенду, визитную карточку театра – спектакль «Единственный наследник» Реньяра, в котором я сама когда-то играла служанку Лизетту. Уже сделаны распределения ролей, мы онлайн работаем с актерами над диалогами. Надеюсь, что к юбилею народного артиста Беларуси Александра Ткаченка, который играет заглавную роль Жеронта в этой постановке, все будет готово.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть