24698

Александр Адабашьян: «Зазвездился» - перечитай Чехова

№ 31 от 4 августа 2010 года 04/08/2010

- Сам не понимаю, откуда это взялось. Видимо, кто-то решил, что я такой подарок к женскому празднику. Но на самом деле у меня теперь даже не два, а три дня рождения. Третий - 7 апреля: день, когда в прошлом году меня вернул с того света благодаря помощи Лёни Ярмольника хирург Юрий Николаевич Белов: был разрыв аорты.

«От времени отстал…»

- Судя по вашим киноработам, вам хочется уйти, спрятаться - в классику, в другую эпоху. Вот и сегодня в прокате фильм по вашему сценарию, опять навеянному Чеховым, - «Смерть в пенсне, или Наш Чехов». А то, что за окном, вам неинтересно?

- Ну как это может быть неинтересно, если ты в этом живёшь?! Да, я не считаю себя человеком политизированным, хотя голосовать хожу. Да, телевизор я практически не смотрю - только спорт и иногда новости. Кино современное? Американское совсем не знаю, наше смотрю мало и уже «отфильтрованное», когда шум утихнет. Литературу современную не читаю. Перечитываю, как и всю жизнь, Толстого, Чехова, Лескова. Вот за живописью современной слежу. А так, наверное, вы правы: я отстал от времени, остался где-то там, на какой-то станции сошёл…

- И, с 90-х гг. работая на Западе, не рискнули там остаться?

- Не хочу. Я всё равно предпочёл бы работать здесь. Там нужно родиться, чтобы нормально существовать. А мне там комфортно, только когда в кармане есть обратный билет. Понимаете, с теми же французами (а у меня во Франции широкий круг знакомств, и язык я знаю очень хорошо) даже при самых сердечных отношениях всё равно существует некий «лимит общения», какая-то металлическая жёсткая конструкция внутри, куда не достучишься. Я вообще не понимаю, откуда этот миф: ах, Париж, город любви, ах, пылкие французы и страстные француженки! Француженки деловиты, практичны, внутри - калькулятор. Но так ведь с каждой страной, нацией - у всех своя мифология, свой веками утверждаемый и подпитываемый образ.

- Здесь у вас, по выражению одной критикессы, свой особый путь - путь маргинала-«тихушника», стабильно делающего своё дело. Это позиция?

- Да нет, просто характер такой - не тусуюсь, люблю одиночество, так по жизни сложилось. А позиция предполагает позу.

Война - в розницу?

- А в кино так удачно сразу в нескольких профессиях - тоже «сложилось» само?

- Я пришёл в кино не из ВГИКа (чем, кстати, вызвал раздражение), прошёл многое, был в подмастерьях - декоратором, ассистентом оператора, помогал художнику по костюмам. Мне всё было любопытно. Киноманом не был. Просто у нас лет с 12-14 была такая «киношная» компания: Никита Михалков, Володя Грамматиков, Ваня Дыховичный… В кино, конечно, бегали. Но больше на футбол (я жил возле стадиона «Динамо» и проникал туда на все матчи через дыры в заборе). Нет, кино я не «заболел», как не было у меня и «свинцового отравления» - это когда человек увидит свой текст напечатанным - и всё, пропал. Заболел! И телевизионного «отравления», когда без лицезрения собственной физиономии на экране не жизнь, тоже не было, хотя меня звали ведущим в очень популярную телепередачу. Отказался.

- Может, вы просто лишены тщеславия?

- Да, тщеславия мне явно недостаёт. Другое дело - честолюбие. Это разные вещи. Пушкин хорошо сказал о Грибоедове: он имел честолюбие, равное его способностям. Очень верно: они должны друг другу соответствовать. И, по-моему, у меня так и есть. Я нахожусь на уровне своей компетентности. Считаю себя человеком средних способностей. Вообще главное - реально оценивать себя. А если тебя «заносит» - сходи в Третьяковку, в Пушкинский, сними с полки томик Чехова - и всё сразу встанет на свои места по поводу твоей персоны и талантов.

- Но тут труднее всего молодым, амбициозным...

- Я уверен, что каждое новое поколение, безусловно, лучше предыдущего. И в наше время не все читали запоем, и тогда это было занятием для избранных. И сейчас определённая часть молодёжи много читает, и в консерваторию ходит, где зал как был полон 40 лет назад, так и сейчас полон. Так что со временем в этом смысле ничего не меняется. Поэтому на молодёжь я не ворчу, по прошлому не ностальгирую и катастроф не пророчу.

- А как же ваша теория о том, что сейчас идёт Третья мировая война?

- Да, она идёт, но как бы… в розницу, в виде всех этих локальных войн, межнациональных, религиозных, этнических конфликтов, терроризма, криминала. Великий хирург Пирогов сказал, что война - это эпидемия травматизма. А я бы сказал - это эпидемия насилия. И возникают войны по всем законам эпидемии, как чума и холера, - ниоткуда. Причём чем выше цивилизованность, культурный уровень страны, нации, тем это происходит незаметнее и внезапнее. Блестящий пример - Наполеон. Тогда же не было СМИ и ТВ, и «пропиарить» этого лейтенанта было невозможно. Однако же французы побросали свои дома, фермы, похватали ружья и побежали за ним убивать и грабить, и дошли до Москвы. И Вторая мировая война вспыхнула по той же непостижимой схеме: культурнейшая нация - немцы, страна философов, музыкантов и поэтов. И именно там появилась «коричневая чума», и Гитлер, и добропорядочные немцы стали чудовищными преступниками, чьи злодеяния потрясли мир и унесли миллионы жизней.

Конечно, это ещё и роль личности, способной вызвать массовый?психоз-гипноз. Мне рассказывал один профессор, педагог, он слушал «живьём» Ленина, Сталина и Гитлера. Ленин потряс его абсолютно железной логикой. Сталин - немного примитивной, но гипнотической силой. А Гитлер… Он сказал, что ещё немного бы его послушал - и побежал бы за ним!

Но есть во все времена средства защиты от этого - так сказать, личная гигиена: не лизать ни чужих рук, ни задниц. Ничего не делать коллективно, потому что любой коллектив очень легко превращается в толпу, в стадо, которое уже может взвиться, бежать, громить.

Марина МУРЗИНА

ДОСЬЕ

Александр АДАБАШЬЯН окончил Строгановку. Сценарист и художник к/ф «Неоконченная пьеса для механического пианино» (в соавторстве), «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова». Награждён как лучший европейский сценарист премией «Европа Чинема» им. Феллини.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно