«Что происходит в моей творческой жизни? Не так давно состоялась премьера спектакля «Женитьба» в МХТ им. Чехова. Сейчас с нетерпением жду выхода двух очень дорогих мне картин, где у меня главные роли. Совсем скоро выходит фильм «Наш Чехов, или Смерть в пенсне», а осенью в прокат выйдет картина Дмитрия Месхиева «Человек у окна». Я чётко осознаю: роль, которая мне в ней выпала, достаётся один раз в жизни…»
«Верю в глобальное похолодание»
- Юрий Николаевич, как жару переживаете?
- Притом что я южный человек, одессит, жару не выношу. Просто ненавижу её! Но, надо заметить, до недавних пор я как-то не отвлекался на погоду. Жара, не жара - мне было не особо важно. И я искренне не понимал, почему мой партнёр Илюша Олейников, который старше меня на десять лет, по наступлении возраста, которого сейчас достиг я, стал вдруг много говорить о погоде. Подробно расписывал, чем эта весна отличается от прошлой, размышлял, каким бы он хотел видеть лето, рассуждал о том, будет в этом году жара или не будет. «Да какая тебе разница, какая там погода?! -недоумевал я. - Нам главное, чтобы дождь не лил, и снимать можно было бы, и чтобы световой режим в кадре не менялся!» Но шли годы… (Хохочет.) Теперь я понимаю и чувствую, что каждое лето особенное и жара бывает разной. Пора признаться себе: «Стареешь, Юра, стареешь…»
- К слову о жаре, вы в теорию глобального потепления верите?
- Верю! Охотно верю! Но надо заметить, что в теорию глобального похолодания я верю не меньше. Зимой, знаете ли, ноги мёрзнут… (Смеётся.)
- Как ни абсурдно звучит, но главным героем завершившегося чемпионата мира по футболу стал осьминог Пауль. Это следствие аномальной жары?
- Футбол всё-таки - это в своём роде театр. И история с осьминогом - элемент этого шоу. Он тоже декорация в мировом футбольном спектакле. Хотя некоторые относятся к нему серьёзно. Слышал, что некий русский бизнесмен предложил за него более трёхсот тысяч евро. А вообще, думаю, в случае с осьминоговскими предсказаниями сработала обратная связь. То есть не он предсказывал игру, а команды подстраивались под его пророчества. «Чего, мол, из кожи вон лезть, осьминог решил, что проиграем, значит, проиграем…» Я, кстати, осьминогов люблю - только маленьких и в жареном виде.
«Шутка стала валютой»
- Хотел бы затронуть с вами более серьёзную тему - тему политического анекдота, который можно считать неким зеркалом политической и общественной жизни. Очевидно, что сегодня этот жанр развит не так, как, скажем, 20-30 лет назад. О чём это свидетельствует?
- Сегодня вообще появляется очень мало хороших анекдотов. Притом что анекдот считается народной формой творчества, как правило, практически у каждого произведения в этом жанре есть автор. Кстати, очень много анекдотов ушло в народ из сюжетов «Городка». Я читал их потом в газетах, но у меня и мысли не было куда-то звонить, ругаться, возмущаться. Наоборот - для меня это было высшей похвалой. Так вот, сегодня юмор превратился в серьёзный бизнес. Все талантливые юмористические авторы (в основном это люди, прошедшие школу КВН) сейчас прибраны к рукам. Качественный юмор запрятан в компьютеры, защищённые паролями. Удачная шутка стала эквивалентом валюты. Её экономят, ею просто так не разбрасываются, из неё пытаются выжать по максимуму.
В случае с политическими анекдотами ситуация иная. Это, мягко говоря, не то, что можно продать какому-нибудь телеканалу. (Смеётся.) Политик становится героем анекдота благодаря личной харизме, ярким поступкам, особой манере разговаривать, одеваться. Вообще, политикам можно отслеживать свой рейтинг по анекдотам о них. Нет анекдотов - надо срочно что-то делать! Надо бежать и нанимать тех самых экс-кавээновских авторов, чтобы они что-то сочинили про них. И если раньше КГБ выискивал и прижимал тех, кто травил анекдоты о верховной власти, то сегодня ФСБ должна этих людей находить с целью поощрить.
Сегодня, кстати, часто стали переделывать старые политанекдоты. Меняют фамилию, какие-то детали…
- У вас сложился такой образ, что окружающие наверняка ждут от вас ежесекундных шуток, баек, острот, анекдотов…
- Это величайшее заблуждение. Но было бы глупо с моей стороны злиться по этому поводу. Я сам приучил публику воспринимать меня так, как они воспринимают. Делая программу «Городок» (а этим мы занимаемся вот уже 17 лет), мы с Илюшей поняли, что никакие мы не юмористы и не шоумены. Мы с ним плохие острословы, не очень хорошие балагуры и по отдельности неважные тамады. Скорее всего, мы артисты, которые владеют чем-то таким в этой профессии, что в идеале заставляет людей смеяться.
Анекдоты, кстати, я сейчас травлю не так часто, как раньше. Наверное, это связано с тем, что, как уже говорил, мало смешных попадается. Из последних, что я слышал, мне понравился анекдот из категории «чёрного юмора». Муж приходит домой и застаёт жену с любовником. Присматривается в темноте и видит, что любовник - его лучший друг. Муж бежит на кухню, хватает нож и наносит ему 27 смертельных ударов. Жена смотрит на всё это и задумчиво говорит: «Знаешь, дорогой, ты так скоро совсем без друзей останешься»…
- В одном из интервью вы как-то сказали, что сатира сегодня выродилась в плакат. Что вы подразумеваете под этим?
- Что-то я жестковато сказанул… Понимаете, современная сатира - это нечто такое, что существует только сегодня, сейчас. Завтра она забудется. Да что там о ней говорить? Сегодня самый востребованный жанр -это не сатира и даже не юмор в классическом понимании этого слова. Сейчас это молодёжный, приправленный сленгом и матерком стёб! Я не имею в виду «Комеди Клаб», а говорю о тенденции. Стёб - он ведь тоже бывает разного качества. Много раз говорил и скажу снова: если из шутки выбросить слово «жопа» и станет не смешно, значит, шутки не было.
Сергей ГРАЧЁВ
Юрий СТОЯНОВ родился в 1957 г. в Одессе. Окончил Московский государственный институт театрального искусства им. Луначарского. Играл в Большом драматическом театре им. Товстоногова (Ленинград). С 1993 г. совместно с Ильёй Олейниковым выпускает программу «Городок». Снялся в фильмах «Ландыш серебристый», «Заяц над бездной», «12» и других. Обладатель премии «Золотой орёл». Четырежды награждён премией «ТЭФИ». Народный артист РФ.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть