Где новые идеи?
- Александр Гарриевич, простой, практически летний вопрос: вы сегодня вокруг себя видите больше плохого или хорошего? Что вас радует?
ДОСЬЕ |
Александр ГОРДОН. Родился в 1964 г. в Калужской области. Окончил актёрское отделение Театрального училища им. Щукина. Радио- и телеведущий, журналист, актёр, режиссёр. Четырёхкратный лауреат ТЭФИ. |
- Меня, как любого нормального человека, радует круг моего общения - семья, друзья. Радуют погода, в конце концов, и уверенность в том, что ты работаешь честно, пусть и не всегда хорошо. А если вы про политику, то меня эта сфера интересует мало. Я не общественный деятель и не политик.
- Не лукавьте: вы вполне себе общественный деятель с чёткой гражданской позицией...
- Нет. Просто я работаю на телевидении, вот и всё…
- Тем более вам с Останкинской башни виднее, что нам, зрителям, и вам должно придавать уверенности в завтрашнем дне.
- Никакой уверенности в завтрашнем дне у меня нет, как нет и паники перед ним. Происходят цивилизационные изменения. Если раньше «кнутом», влияющим на умонастроения граждан, служил страх перед завтрашним днём, а «пряником» - растущее потребление, то сегодня ситуация изменилась. Стало понятно, что при ограниченных ресурсах планеты обеспечить всем «пряник потребления» невозможно ни в одной точке мира. Естественно, умонастроения граждан меняются, в том числе и у нас. В этом нет ничего странного.
- Вы заговорили о цивилизационных изменениях, а я вспомнил слова Станислава Говорухина: «Самое большое преступление последних 20-30 лет в том, что из человека сделали равнодушное животное». Вы с ним согласны?
- Я понимаю его позицию, но не могу понять, почему он говорит о последних 20-30 годах. Если мы вспомним, например, степень участия в общественно-политической жизни советского человека, то оно ограничивалось, как правило, походом на демонстрации, ну и ещё, может быть, выпуском стенгазет на предприятиях. Если говорить о равнодушии, то оно явно воспитано не новой средой. Оно досталось нам по наследству.
- От советской власти? Или это черта человека как биологического вида?
- Как биосоциального вида скорее. Вы думаете, в Америке принципиально другой менталитет? Нет! Там 1,5% общества - в основном молодёжь в больших городах - могут проявлять какую-то активность. А все остальные озабочены тем, как прожить от зарплаты до зарплаты, как выплатить кредит и т. д. Во всём мире так. Мир давно превратился в ряд коммерческих проектов. Хорошие идеи человечеству приходят в голову крайне редко. И последняя такая хорошая идея была коммунистической, за которой последовало создание СССР. Это был проект целиком культурный, а не коммерческий. Причём последний геокультурный проект, который человечество на данный момент на себе опробовало.
- А что сегодня? Пытаемся ли мы осуществить какой-то новый проект?
- Мы сейчас пытаемся определиться, что нам близко, а что не очень, что хорошо, а что плохо. Это важно, поскольку все постсоветские годы мы пытались примерить на себя западную систему, то есть чужую «шубу», грубо говоря. Логика была такая: весь мир в этой «шубе» ходит - всем в ней хорошо и удобно. Ну а нам в ней всё время было неудобно. То тут жмёт, то тут дует, то пуговицы не застёгиваются. И вот сейчас наконец мы эту «шубу» решили перекроить! И вот как мы её перекроим, как перешьём? Будет ли нам в ней удобно или мы вообще останемся с голой задницей - этого я не знаю. Но я не перестаю повторять: нет единого цивилизационного пути для всех народов на Земле, поскольку у всех разная история и разное представление о будущем.
- Про пошив новой «шубы» уже не первый год слышу. Сколько шить будем?
- Если речь идёт о коренном понимании того, что за формацию, какой народ мы собой представляем, то на это понимание нужны поколения. Должны созреть некие идеи и укорениться в сознании некоей части общества. На этих идеях в этой части общества должно воспитаться следующее поколение. А после они должны распространиться на воспитание не только его детей, но и более широких слоёв общества. Зачем? Затем, чтобы эти идеи стали кровью и плотью тех, кто называет себя народом.
На кого работает экономика?
- Вы почти в каждом нашем с вами интервью любите подчёркивать, что никогда народ не жил так хорошо, как сейчас. В последний раз мы общались с вами пару лет назад. За это время уровень жизни упал. Сложнее и дороже стало жить! Согласитесь?
- Если оценивать изменения с экономических позиций, то у нас сплошная «болтанка». И она связана не только с тем, что мы сидим на нефтегазовой игле и долгие годы даже не пытались с неё слезть. Нет понимания того, что нам делать с собственными ресурсами. Да, по большому счёту, зачем нужна экономика? Это спорт ради обогащения отдельных лиц? Или экономика всё-таки нацелена на благо простых граждан - чтобы они могли комфортно жить, отдыхать, лечиться, развиваться и т. д.? Мы даже на этот вопрос ещё себе не ответили! Помните старый анекдот? Умирает дед. Диктует завещание: «Сыну я завещаю 1 млн долл., дочери - 5 млн, жене - 25 млн...» И тут его взгляд останавливается, и он, глядя вверх, произносит: «Господи, а где же я столько денег возьму?»
- И на что вы этим анекдотом намекаете?
- На то, что, как только мы поймём, зачем нам нужны деньги, мы будем думать о том, где их взять.
- Вы в муниципальной больнице давно в последний раз были? Вам непонятно, зачем государству нужны деньги?
- Нет, непонятно. Вот говорят, что нужно увеличить финансирование образования. А я не согласен! Пока у нас такие министры этого образования, такие исполнители бюджета этого образования - я не думаю, что в него нужно вкладывать хоть копейку! И с медициной то же самое. Пока там такая политика, не нужно финансировать медицину в первую очередь! Нам нужно определиться, куда мы хотим потратить деньги, какое будущее хотим видеть. Договориться об образе будущего - вот что сейчас важно.
- Кто и с кем должен договариваться?
- Власть уже начала это делать. Элита пока не подтягивается. А остальное общество страшно расколото по этому вопросу. Хоть и мало времени прошло после гибели СССР, но другим образом жизни, который нам не по карману, обществу успели хорошенько промыть мозги. Вот поэтому мы имеем доморощенных почвенников, доморощенных либералов, которые с пеной у рта решают вопросы, вызывавшие усмешку ещё в XIX веке.
- Это какие же?
- Ну, например: славянофильство или западничество лежит в основе страны? Но страна у нас громадная, плохо, трудно управляемая, не очень бедная, но со скверно распределёнными ресурсами. И, пока мы все не договоримся о том, как будем эти ресурсы тратить, нас будет лихорадить. Ну а кроме того, есть вещи, против которых обыватель бессилен. Я про раскол общества опять же. Вот, например, недавно опубликовали список миллиардеров. Я хотел бы поздравить, например, Потанина - он оказался в числе самых богатых россиян. И я ни на секунду не сомневаюсь, что он состояние тратит не только на потребу своему брюху, но и на благо общества. Но у меня всё равно остаются вопросы: как он своё состояние нажил, справедливо ли это в глазах остальных? У нас сейчас вопросов больше, чем ответов. Но мы почему-то эти вопросы стесняемся задавать. Не надо стесняться…
Сергей ГРАЧЁВ
Фото Russian Look
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть