18518

«Если не верите в себя – лучше не начинайте свое дело»

№ 18 от 2 мая 2012 года 02/05/2012

Сам Александр мечтал о самостоятельном бизнесе лет с пятнадцати:

- В середине 90-х многие люди потеряли работу, и, чтобы прокормить семью, надо было крутиться. Мой отец из тех, кто не ропщет на судьбу, а действует: он решил бросить малооплачиваемую работу главного инженера и попробовать открыть свое дело по продаже автомобилей. Первый автомобиль, который он перегнал, сразу сломался: ремонтировать его было бесполезно. Но отец не пал духом, одолжил денег и поехал за второй машиной - убытки удалось компенсировать. До 1998 г. все было хорошо, пока не грянул кризис. Отец уже давно не работает на себя, но именно то время, когда он брал меня с собой, когда я видел, как ведутся переговоры и решаются вопросы, мне очень нравилось. В душе я для себя решил, что обязательно открою собственное дело.

- Как вы продвигались к своей мечте?

- Я родом из глубинки – г.п. Вороново Гродненской области. Родители считали, что утвердиться в жизни мне поможет профессия врача, но я, как только мне купили компьютер, понял, с чем хочу связать свою жизнь. Хотя тогда у нас в поселке мало кто знал о компьютерах и Интернете.

В 11 классе я света белого не видел: усиленно готовился к поступлению в вуз, каждые выходные ездил к репетиторам в Минск - они меня очень хорошо подтянули. Правда, в БГУ на прикладную математику я не прошел: баллов не хватило. Но счастье мне все-таки улыбнулось: во втором потоке я смог поступить на бюджетное отделение в БГУИР.

В первые месяцы учебы я думал, что скоро вылечу: темп и уровень обучения были несравнимы с теми, какие были в школе. Но постепенно втянулся…

Свое дело

- Есть люди, которым удобно работать по найму, но мне неинтересно, когда мной руководят, дают задания. Мне нравится самому решать, что делать, продумывать стратегию бизнеса, разрабатывать планы и осуществлять их. Даже если изначально собственное дело не приносит сверхприбылей.

- Как возникла идея вашего первого бизнес-проекта?

- Мы с одногруппниками решили запустить тематический проект obrabotka.by - сервис поиска предприятий по металлообработке. Предварительно промониторив рынок, мы поняли, что, например, в сфере строительства на рынке тематических сайтов уже были серьезные игроки. Нам надо было найти что-то новое, чтобы занять свою нишу. В этом помог отец одного из товарищей, который занимался металлообработкой. Он и сказал, что в Интернете не хватает сайта, где бы можно было найти всю необходимую информацию об отрасли и потенциальных заказчиках.

Буквально через два месяца сайт был готов. Мы посетили специализированную выставку, где директорам предприятий на ноутбуке демонстрировали наш сайт и объясняли, что через Интернет можно привлекать заказчиков, зарабатывать деньги. Так мы нашли первых клиентов, которые разместили информацию о себе на obrabotka.by за деньги.

- Проект оправдал ваши ожидания?

- Сайт приносит деньги, правда, небольшие. Поэтому мы решили, что нам надо расширяться, и вышли на рынок России, запустив ресурс obrabotka.net. Поначалу не все клиенты понимали, как мы, белорусы, можем разбираться в специфике российского рынка. Но постепенно доверие было завоевано. Теперь можно говорить о том, что проект стал прибыльным. Самое интересное, что качественный рывок был сделан тогда, когда из команды ушла половина людей - стойких осталось четверо. Мы провели реорганизацию и добились существенных успехов.

Деловая сеть

- Но всего этого мне было мало, - продолжает Александр Михалевич. - Я не могу просто сидеть на месте, мне нужно постоянно быть чем-то занятым. Поэтому мы с напарником решили обсудить, какие еще проекты можно было бы воплотить в жизнь. Примерно в это же время мы приняли участие в конференции «Деловой Интернет», где услышали выступление про американскую деловую социальную сеть Linkedin. Здесь меня и осенило: нужно запустить такую сеть в Беларуси! До этого у нас не было ничего похожего: чтобы люди могли находить друг друга по профессиональным признакам, выходить на нужных людей через своих знакомых, коллеги по бизнесу и партнеры могли общаться, обмениваться полезной информацией, консультироваться и размещать вакансии.

Мы достаточно долго искали специалиста для разработки проекта. В компьютерных компаниях называли очень большие суммы за работу. Но удача улыбнулась: нашелся человек, с которым я учился в параллели в вузе, и у него был опыт создания подобных проектов для Америки. Через семь месяцев, в мае 2011 г., сайт kollega.by заработал.

- Сколько пользователей уже зарегистрировалось?

- 10 тысяч - это хороший результат.

- Сверхидея любого бизнес-проекта - прибыль.

- О прибыли мы пока не думаем: пусть люди общаются, знакомятся, находят единомышленников… Регистрация и пользование сайтом всегда будут бесплатными, а в ближайшее время появятся различные платные функции. Например, уже сейчас понятно, что многие работодатели хотят найти на сайте специалистов для своих компаний. Активны и те, кто готов подработать.

Сколько денег?

- Для многих камень преткновения - стартовый капитал.

- Самая распространенная ошибка - когда люди думают, что для старта нужны десятки тысяч долларов. Мы запускались с минимальной суммой - около 1,5 тыс. долларов. Такие деньги даже можно одолжить при желании. Главное - не деньги, а инициатива, движение, поиск. Если сидеть и ждать, что все само собой образуется и прибыль упадет с неба, то ничего не получится.

- Нужна ли в бизнесе интуиция?

- Проект kollega.by создавался интуитивно. Не было ни расчетов, ни бизнес-планов, потому что они все равно не сбываются.

У меня есть знакомые, которые хотят заниматься бизнесом, но они пока книги читают, ходят на тренинги. Я за это время на практическом опыте понял, как открыть свое дело, как вести переговоры с клиентами, как совершать сделки.

- Кому бы вы советовали не браться за свое дело?

- Тем, кто не уверен в своих силах. Если начинать - надо идти до конца, бросить на полпути не получится. Для меня, например, работа - удовольствие, за которое еще и платят, единственное серьезное увлечение…

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно