5444

Взяли и сделали. Белорусы покорили мир новой идеей

№ 31 от 28 июля 2015 года 28/07/2015

Артём и Кирилл сконструировали дисплей с голографическим эффектом, способный показывать 3D-видео. Объёмные изображения буквально парят в воздухе.

На конкурсе лучших стартапов Великобритании, по версии компании Virgin, которую возглавляет миллиардер Ричард Брэнсон, проект белорусов занял первое место.

«АиФ» связался с Артёмом СТАВЕНКО и попросил его поделиться опытом.

- Артём, после того как вы победили в конкурсе компании Virgin и сам Ричард Брэнсон назвал ваш с Кириллом проект фантастическим, дела, надо полагать, пошли в гору?

- Сегодня мы пребываем на некоем промежуточном этапе. Нам поступают много деловых предложений от крупных компаний, банков. Недавно, например, с нами связались специалисты одного из крупнейших британских ТВ-шоу, которые хотят использовать у себя нашу технологию. Но об успехе говорить рано. Победа в конкурсе Virgin дала нам шанс заявить о себе, но теперь надо работать в десять раз больше, чтобы поставить бизнес на ноги.

Всегда вместе

Парни выросли в Бресте. Оба учились в местном лицее, по окончании которого Артём поступил на юрфак в Академию управления при президенте РБ, Кирилл - на факультет радиофизики БГУ. В 2009 году друзья уехали на учёбу в Великобританию. Артём поступил в докторантуру Университетского колледжа Лондона, Кирилл - в докторантуру Оксфордского университета.

- Мы с Кириллом познакомились ещё в детском лагере: жили в одной комнате и подружились. Выросли на одной улице. С 9-го класса учились вместе в брестском лицее. Это суперзаведение, куда собирают чуть ли не всех лучших учеников старших классов со всего города. Оглядываясь назад, могу сказать, что лицей очень много дал нам. Там была создана практически университетская атмосфера.

- Учиться в Великобритании было тяжело?

- Я думаю, мы с Кириллом стали живым подтверждением того, что белорусского образования вполне достаточно, чтобы не испытывать больших трудностей при обучении в лучших вузах Великобритании. Научной базы, полученной в нашей стране, хватило. Однако учёба в вузе, даже в Оксфорде, не даёт никаких гарантий успешного бизнеса. Многие из современных бизнес-гуру вообще не имели высшего образования. Знания - это хорошо, но важнее круг общения.

- Каково заниматься совместным бизнесом с другом?

- Считается, что бизнес с друзьями лучше не заводить. Я с этим не согласен. По большому счету камень преткновения в этом вопросе - всегда деньги. Но для нас с Кириллом они никогда не были самоцелью или показателем успеха. Денег должно на каком-то этапе стать столько, чтобы не было необходимости о них думать. Когда достигаешь определённого уровня доходов, уже не имеет значения, сколько ты зарабатываешь: 100 миллионов или миллиард. Посмотрите на предпринимателей-икон нашего времени - Элона Маска, Джеффа Безоса, Стива Джобса - все они стремились изменить мир в лучшую сторону, а не заработать горы денег. Я совершенно искренне считаю, что наша дружба с Кириллом намного ценнее триллиарда долларов - именно с точки зрения блага, которое мы в итоге получаем.

Служба занятости

- Вы с Кириллом пробовали заниматься предпринимательством в раннем возрасте…

- Например, мы организовали дискотеки. Когда были в младших классах, ходили в центры занятости, один раз даже поехали собирать булыжники на поле в деревне, но наша карьера «собирателей» достаточно быстро закончилась.

- Как заработали первые деньги?

- Очень хорошо помню свой первый гонорар. В третьем классе я ездил на первенство области по шахматам в Пинск. Мне за победу вручили пару тысяч рублей. Тогда эти деньги казались мне баснословными. Я купил на них пару сникерсов и был очень доволен.

- Откуда в вас тяга к предпринимательству?

- Огромная доля любого успеха, которого мы достигаем, - в воспитании, которое нам дали родители. Они всегда говорили нам, что нужно быть независимым, всегда рассчитывать на себя.

Моё предположение - стремление к созданию собственного дела обусловлено складом ума, характером. Посмотрите на судьбы бизнес-гуру. У кого-то это было стечением обстоятельств, кто-то просто не хотел работать на другого человека. Сегодня многие из тех, кто оканчивает Оксфорд, предпочитают не открывать собственное дело, они работают в престижной компании, получают хорошую зарплату и не забивают себе голову ежедневными предпринимательскими заботами. Я их хорошо понимаю. Стартапер первый год-два вынужден балансировать на грани убыточности, во всём себе отказывая. Классический первый цикл стартапа - когда перебиваешься с хлеба на воду и живешь на скопленные деньги, потому что стартап поначалу прибыли совсем не приносит. В Сан-Франциско или Лондоне многие ребята живут чуть ли не в гаражах, ночуют на старых матрацах - и мечтают однажды изменить мир.

- Вам довелось через это пройти?

- Мы в гаражах не начинали, но пережили немало. Смысл стартапа заключается в том, что это не та идея, которая гарантированно сработает. Это всегда прорыв в какую-то незанятую нишу рынка, риск. Помню, мы могли просыпаться с мыслями, что, возможно, всё напрасно, ничего не получится. Без такого утра стартап не может считаться полноценным. Главное в такие моменты - не опускать руки, не сдаваться на полпути.

Проблема

- Где искать идеи для стартапа?

- Первый наш крупный проект - реклама на колёсах велосипедов. Как мы пришли к нему? Гуляли по Лондону и обратили внимание, как много в городе велосипедистов. По статистике, в неделю жители британской столицы совершают до 400 тысяч поездок на велосипеде на работу и домой. Этот вид транспорта пользуется бешеным спросом, люди совершают большое количество поездок по одному и тому же маршруту - значит, заключили мы, если сформировать их в «умную» сеть, это может представлять интерес для рекламодателей. Вывод: надо предоставить такую рекламную платформу, чтобы она могла быть размещена на велосипеде, была доступной и привлекала внимание. Так появилась идея для стартапа.

Идеи надо черпать в проблемах. Ищите в обществе проблемы, которые касаются многих. Понимание, как решить проблему максимально эффективно, затратив при этом столько ресурсов, сколько ты сможешь получить в своё распоряжение, может стать основой для бизнеса. Очень важен правильный момент выхода на рынок - многие инноваторы провалились потому, что для их продукта или технологии было не лучшее время. Взять хотя бы Фейсбук, который был очередным проектом такого типа, но сработал именно он.

После этого только от самого человека будет зависеть, сможет ли он реализовать свою идею. В начале пути мне многое было непонятно. Сегодня мне достаточно изучить проект идеи, чтобы понять, имеет ли она потенциал, во что обойдётся её реализация, как её масштабировать. Всё приходит с опытом. Главное - не бояться целей, которые поначалу кажутся недостижимыми. Потому что при ближайшем рассмотрении многое из того, что казалось сверхъестественно сложным, на деле оказывается простым, и ты просто идешь дальше.

* От англ. start up - «запускать»: недавно созданная компания. Часто этим термином называются любые новые проекты.

31-15-3

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Подписка в 2020 году



Топ 5 читаемых