33151

Без уравниловки? Как изменится пенсионная система и чего ждать пенсионерам

"Аргументы и факты" в Беларуси № 50. Прекрасное далеко 15/12/2020

Представляя программу деятельности правительства до 2025 года, премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО заявил, что для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему: «Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей».

Зачем это надо?

Основной механизм, лежащий в основе нашей пенсионной системы, - это перераспределение средств. За счет работающих граждан уплачиваются страховые взносы, которые не накапливаются, а распределяются на пенсии и пособия.

«Население стареет, доля пожилых увеличивается, а численность населения (в том числе трудоспособного), напротив, снижается. Результат - расходы государственного социального страхования на выплату пенсий растут, это приводит к дефициту средств», - утверждает начальник научно-исследовательской части Международного университета «МИТСО», к. ю. н., доцент Ирина КОМОЦКАЯ.

«В 2020 году в Беларуси впервые за много лет государственный бюджет станет дефицитным. Простыми словами: государство тратит больше, чем зарабатывает. При этом доступ к внешнему финансированию, по сути, закрыт - и лишь Россия еще пока рефинансирует наши старые долги перед ней. Поэтому государству срочно надо экономить средства. А фонд социальной защиты населения (куда поступают пенсионные взносы и откуда платятся пенсии) тоже дефицитный - в последние годы туда поступает примерно на 10% взносов меньше, чем выплачивается пенсий, а разница покрывается из бюджета. Притом что этот дефицит не учитывает щедрые пенсии военным и госслужащим, которые напрямую платятся из бюджета. Таким образом, у государства все меньше денег на выплату даже невысоких пенсий», - в свою очередь говорит финансовый эксперт Максим АДАСКЕВИЧ.

В развитии добровольного пенсионного страхования как такового нет ничего нового. Этот уровень пенсионной системы, по словам Ирины Комоцкой, планировали развивать еще в рамках Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, датированной 1997 годом.

С тех пор прошло 23 года, и сегодня - это уже данные Минтруда - механизм добровольного пенсионного страхования востребован только среди 4% граждан. В связи с этим Министерство видит задачу правительства в том, чтобы «максимально развернуть разъяснительную работу, популяризацию этого механизма среди работающих граждан».

Но только ли в недостаточной информированности дело?

Почему не работает добровольное страхование?

«Сегодня в Беларуси только две страховые компании осуществляют добровольное страхование: государственная - «Стравита» (97% всех застрахованных лиц в данном виде страхования); негосударственная - «Приорлайф» (3%). Как видно, количество страховых компаний мизерное», - продолжает Ирина Комоцкая.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин. Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х. Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития. Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям. Это обусловлено прошлым опытом обесценивания советских вкладов, развалом финансовых «пирамид» в 1990-х гг., наконец, отрицательным опытом девальваций. Кроме того, в Беларуси нет возможности использования смешанных программ (страхование за счет взносов работника и нанимателя на единый счет), а страховые организации ограничены в возможностях по инвестированию пенсионных накоплений, чтобы снизить их обесценивание.

«Программы добровольного пенсионного страхования подразумевают, что вы доверяете деньги либо государственной компании, либо банку не на 2-3 года, как в случае с депозитом, а на 20-30 лет. Ключевой фактор успеха - это доверие граждан к государственным и финансовым институтам. С этим в Беларуси всегда было не все гладко, а в последние месяцы ситуация еще ухудшилась - все больше людей забирают деньги из банков под подушку», - говорит Максим Адаскевич.

Чего ждать нынешним пенсионерам?

Конкретные шаги по реформированию пенсий, очевидно, будут определены в ближайшие 5 лет. Но, как правило, пенсионные реформы проходят плавно, рассчитаны на работающих граждан и сами по себе не затрагивают людей, которые уже вышли на пенсию. Эксперты «АиФ» в этом солидарны. Это значит, что нынешние пенсии не сократят и не урежут.

«Однако, если государство попытается просто ввести новые налоги в дополнение к ФСЗН для финансирования накопительной части, это может лечь неподъемным грузом на предприятия, многие из которых и так имеют задолженность перед ФСЗН. В результате бизнесы будут закрываться, уходить в «серую» зону или увольнять работников - и государство соберет еще меньше денег, чем раньше», - считает Максим Адаскевич.

И никакой «уравниловки»?

Сегодня в Беларуси фактически мы имеем пенсионную «уравниловку»: одни всю жизнь работали много и долго, другие - более умеренно, а доходы после выхода на пенсию примерно равные.

«Согласно порядку исчисления размера пенсий происходит усреднение пенсий между теми, кто получал низкую заработную плату, и теми, чья заработная плата в разы превышала средний республиканский уровень. При троекратной разнице в заработной плате различия в пенсионных выплатах не достигают 30%, - приводит цифры заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, к. э. н., доцент Анастасия БОБРОВА. - Поэтому сейчас проигрывают те, кто зарабатывает больше. В выигрыше те, кто не торопится трудоустраиваться и не переусердствует».

По мнению Анастасии Бобровой, если реализация накопительной системы (она предусматривает одновременную работу государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. - Прим.) пройдет мягко, размер пенсии станет более дифференцированным и тем самым более справедливым по отношению к тем, кто много работает и много получает.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно