1909

Не для топки. Как сделать безопасными отработанные масла

№ 23 от 7 июня 2016 года 07/06/2016

Непереработанные отходы поступают в воздух, почву, грунтовые воды. Большинство предприятий, где образуются отработанные масла, сжигают их в котельных установках для получения тепла. Между тем проведенные в странах Евросоюза клинические исследования доказали, что загрязняющие вещества, образующиеся при низкотемпературном сжигании отработанных масел, оказывают отрицательное воздействие на организм человека, в том числе являются факторами риска онкологических заболеваний. В связи с этим в ЕС отработанные масла уже не используются в качестве топлива.

ЦИФРЫ

По данным концерна «Белнефтехим», в 2015 году с учетом ввезенных и произведенных в республике масел использовались на различные нужды 87,7 тысячи тонн масел, в результате чего образовались около 74 тыс. тонн отработанных масел. По информации Минжилкомхоза, в республике ежегодно образуются около 22 тыс. тонн отходов потребления отработанных масел у физлиц - владельцев легковых автомобилей.

Владельцы автомобилей тоже используют отработанные масла  для отопления или сливают отходы в грунт. Есть данные, что литр отработанного масла, вылитый в почву, делает непригодным до 1000 тонн грунтовых вод. Вред здоровью и природе - главная проблема этих отходов. Но есть и еще одна - экономическая: в процессе переработки отработанных масел можно получить восстановленные масла, пригодные для повторного использования, а также ряд других нефтепродутов (мазут и т. д.), в объеме 90% переработанных отходов.

На данный момент проблема поднята на правительственном уровне. Состоялся ряд совещаний по вопросу создания комплексной системы сбора и экологически безопасного использования масел. Для решения проблемы предлагается поручить областным исполкомам и Минскому горисполкому совместно с «Белкоопсоюзом» обеспечить организацию системного сбора отработанных масел у населения в пунктах сбора вторичных ресурсов по установленным закупочным ценам и расширение этой сети, организовать сбор данных отходов в гаражных кооперативах, установив там спецемкости. Минэнерго совместно с Госстандартом должны рассмотреть вопрос об исключении отработанных масел из перечня местных видов топливно-энергетических ресурсов, а Минприроды - продолжить контроль за недопущением их использования в качестве топлива в котельных и др.

Что создано

В июне 2015 года частным инвестором ИООО «ДВЧ-менеджмент» в Крупском районе Минской области был введен в эксплуатацию современный комплекс по переработке отработанных масел, который может переработать в год 20 тысяч тонн этих отходов с получением импортозамещающей продукции. Предприятие уже заключило более 2500 договоров о сборе отходов, подписан договор с «Белкоопсоюзом» о сотрудничестве по их сбору у населения. Однако имеющийся технический потенциал комплекса не используется в полной мере. Что мешает?

- Если говорить о населении, то проблема в малой информированности и непонимании опасности этих отходов для нашего здоровья, - поясняет начальник отдела по связям с общественностью ИООО «ДВЧ-Менеджмент» Дмитрий МОГИЛЕВСКИЙ. - В тех же гаражных кооперативах установлены емкости для сбора отработанных масел, однако отсутствует культура сбора: туда кидают ветошь, фильтры, воду, тормозную жидкость, бензин и много другое. Кто хочет - забирает, сливает себе для отопления гаража. В кооперативах необходим ответственный за сбор. Что касается предприятий, которые продолжают массово сжигать отработанные масла с нарушением законодательства (используя для этого котлы для низкотемпературного сжигания), то здесь, помимо незнания и экологической безответственности, есть и другая проблема - отсутствует эффективная система контроля за образованием и движением отработанного масла в субъектах хозяйствования, в результате его значительные объемы уходят в теневой рынок. Нужно продолжать решать эти проблемы. На данный момент комплекс предложений по более эффективному сбору и использованию этих отходов находится в Совете министров.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно