Давно пора
Как пояснили «АиФ» в Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, действительно, сегодня рассматривается идея упразднения сельских советов депутатов. При этом на административно-территориальную единицу - сельсовет - никто не замахивается. Как и на сельский исполнительный комитет: исполнительную власть на местах также никто не собирается отменять. Речь идет о сельских советах депутатов - представительной власти первичного уровня.
Идея ликвидировать сельские советы в Беларуси не нова. Еще в октябре 1994 года Верховный Совет ХІІ созыва принял закон об их упразднении. Но Конституционный суд тогда признал решение парламента неконституционным, и сельсоветы были сохранены. Различные варианты изменения системы управления и самоуправления на местном уровне предлагались и позже, но дальше обсуждений дело не шло.
- Реформа местного самоуправления актуальна для нас уже давно, - рассказал «АиФ» Андрей ЗАВАДСКИЙ, эксперт просветительского общественного объединения «Фонд им. Льва Сапеги». По его словам, все наши соседи провели серьезное реформирование органов местной власти. Мы же тем временем сохранили советскую модель власти на местном уровне. Но если в Советском Союзе у советов была хоть какая-то реальная власть - они формировали и контролировали исполкомы, а те в свою очередь отчитывались перед советами, - то сегодня все решения принимаются в исполкоме, а удел советов - лишь утверждать эти решения. Так, советы депутатов сегодня утверждают программы социально-экономического развития, но сами не разрабатывают их; утверждают местные бюджеты, но не формируют их; определяют порядок управления коммунальной собственностью, в то время как самим управлением занимаются исполкомы.
- Формально раз в четыре года у нас проходят выборы депутатов в местные советы, но реальной властью они не обладают. Даже президент говорил, что советы в настоящее время сродни общественным организациям типа профсоюзов. Все вопросы решаются в исполнительных комитетах. Это печально, но правдиво.
Нет денег - нет власти
Один из главных аргументов в пользу ликвидации сельсоветов - отсутствие финансовой самостоятельности. Секретарь Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Николай ЛОЗОВИК объяснил «АиФ», что, несмотря на широкие полномочия депутатов сельских советов, работающих на общественных началах, из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов на практике они ограничены в своих возможностях.
- Чтобы они были хозяевами своей местности не только на бумаге, но и на деле, им нужны ресурсы. А денег на местах как раз не хватает.
Николай Лозовик объясняет это тем, что сельские советы не имеют достаточной налоговой базы, которой хватило бы на формирование своего бюджета.
- Все они получают дотации из вышестоящих бюджетов, и реальной самостоятельности у них нет.
Действительно, в сельской местности сегодня проживает менее 25 процентов населения страны, зачастую нетрудоспособного возраста и экономически не активного. При этом из более чем 21 тысячи депутатов всех уровней первичный уровень представляют примерно 16,5 тысячи. Это депутаты более 1250 сельских и 56 поселковых советов, а также 14 советов городов районного подчинения. В том числе непосредственно в сельских советах - около 15,5 тысячи депутатов.
- Коренная реорганизация первичного уровня сегодня действительно необходима, - говорит Андрей Завадский. Однако недопустима механическая ликвидация сельских советов, так как непонятно, что произойдет с сельскими исполкомами и с целым комплексом услуг, которые местные власти первичного уровня оказывают гражданам.
По словам эксперта, для создания экономически самостоятельных административно-территориальных единиц население каждой должно быть 5-10 тыс. человек. Границы же современных сельсоветов совпадают с границами колхозов, организованных во время коллективизации 1930-х годов.
Вернуть поветы
Кто будет выполнять функцию депутатов сельских советов? В Центральной комиссии предлагают задействовать альтернативные формы самоуправления: местные собрания граждан, селькомы, территориальные комитеты общественного самоуправления, старост и старейшин. Последние уже есть во практически во всех деревнях. Подобно представительной власти, старосты деревень реагируют на потребности местных жителей и передают информацию о них в сельский исполнительный комитет.
- Вполне возможно, что мы придем к такой системе уже на следующих выборах. Для этого надо будет принять изменения в законе, - сказал Николай Лозовик.
Андрей Завадский в свою очередь полагает, что предложенная сегодня на официальном уровне ликвидация сельских советов связана не с модернизацией системы управления, не с повышением ее эффективности и качества, а с решением второстепенной задачи - удешевлением местных выборов.
- Предполагается лишь механическая ликвидация первичного уровня без системной трансформации всей структуры и функций местной власти.
Вместо поспешной ликвидации сельских советов ПОО «Фонд им. Льва Сапеги» предлагает провести коренную реформу всей системы организации и деятельности местной власти. Эксперты объединения как раз завершают работу над концепцией реформирования местного самоуправления Беларуси. Концепция, в частности, предусматривает переход от 3-уровневой к 2-уровневой системе региональной и местной власти.
Существующие сегодня базовый (районный) и первичный (сельский и поселковый) уровни трансформируются в единый местный уровень власти путем одновременного разукрупнения районов и укрупнения сельских советов. На месте сегодняшних 118 районов и более чем 1250 сельсоветов могут быть созданы 160-180 новых административно-территориальных единиц местного уровня.
- Одновременно можно рассмотреть вопрос о возвращении национальных исторических наименований административно-территориальных единиц, - сказал Андрей Завадский. - Вновь образованная единица местного самоуправления может называться повет, вспомогательная низовая единица, где присутствуют только органы управления, - волость, а население повета должно получить статус территориального сообщества граждан, называемого грамадой.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть