Перед Пасхой принято размышлять о жертве Христовой и о своих грехах. И это, поверьте, для христиан и важно, и правильно. Но порой получается, что для кого-то и страдания, и смерть Христа, и Его воскресение, и Пасха проходят мимо, ибо воспринимаются они сквозь призму человеческих отношений, сквозь линзу недостойной жизни христиан, особенно священнослужителей, чьи дела и слова соблазнительны, обидны, неприятны. Отношения с Богом как бы останавливаются перед вопросом: как же так, Христос же умер — и даровал спасение? Когда и как это ощутить сильнее и глубже, чем в страстные дни? Христос спас людей и создал Церковь. Почему же Его спасение даже в Церкви не достигло многих? Как понять и увидеть церковь спасающей, а не соблазняющей?
Конечно, самый очевидный ответ христиан, по-своему очень верный и мудрый, состоит в том, что дар Христов, спасение от греха и жизнь вечная должны быть приняты личным трудом. Плодотворны только живые настоящие отношения с Богом. Если кто-то пренебрегает заповедями, то это его выбор. Церковь не может быть церковью ангелов, то есть тех, кто со всех сторон чистенький и беленький. Церковь — это сообщество верующих и доверяющих Богу, но всё же — грешников, хоть и кающихся. И главный вопрос для каждого не в том, как живёт другой кто-то, а в том, как живешь ты сам и как ты сам принимаешь жертву Христову. Не стоит смотреть по сторонам и задумываться об увиденном, достаточно смотреть на Крест Христов и на свою жизнь.
Мне такие рассуждения близки. И всё же не всегда и не всех они убеждают. Кому-то они даже набили оскомину, так часто их повторяют. Сколько ни убеждай людей, что не надо соблазняться нестроениями в Церкви и недостойным поведением священнослужителей, нет-нет да и соблазнятся. И по-своему будут правы, хотя бы в том, что недоумение это честное, и ответ на него важен.
Кстати говоря, в той системе церковной жизни, что сложилась на Руси, порой невозможно пройти к Богу, минуя соблазны. Ведь даже у многих христиан нет личных и живых отношений с Богом, и они сами в этом признаются. А значит, нет и правильного евангельского отношения к нехорошей церковной жизни, к священникам и к чьим-то грехам. Такова в некотором роде традиция. Отношения с Богом для русского человека опосредованны, порой — исключительно опосредованны. И речь не только о разного рода обрядах, богослужениях, предписаниях, особом языке и т.д. Речь прежде всего о том, что для одних отношения с Богом возможны только через священников, которые воспринимаются как пророки, гуру, безусловные учителя, распределители благодати и т.д. Для других — через призму своих грехов, где Бог, вернее, священники, воспринимаются как прощающие и исправляющие ошибки.
На самом деле, я думаю, ответ на вопрос о том, как же относиться к церкви, чтоб не пройти мимо Креста Христова и Пасхи, лежит вот в какой плоскости. Церковь — это церковь Христа и его учеников. Церковь не есть собственность священников или епископов, она — не заложник прошлого. Церковь — общность, единство прежде всего христиан и их Распятого и Воскресшего Учителя. Христиан настоящих, живых — таких, какие они есть здесь и сейчас. И каждый христианин ответственен за церковь, за свою церковь. Не в смысле, что так или иначе виновен в «плохостях» церковной жизни и грехах священнослужителей, а в смысле призван и обязан быть активным и деятельным, и обладать правом ради Христа и для церкви что-то своё сделать или своё сказать. Христиане не могут и не должны отдавать свою Церковь на откуп кому бы то ни было, какое бы облачение или костюм этот человек ни носил, если его дела или его слова закрывают для кого-то Крест Христов.
Если церковью соблазняется нехристианин, то ему следует знать, что тем же соблазняется и Сам Христос, но он соблазняется как судья — и произносит свой суд. Помните, как в своих беседах Иисус наставлял учеников правильно относиться к плохим священникам? Он говорил так: «Учителя Закона и фарисеи по праву сели на Моисеево место (а именно Моисей первый возвестил Заповеди Божьи — Ю.Б.). Поэтому слушайтесь их и во всём поступайте так, как они вам велят, но делам их не подражайте, потому что сами они не исполняют того, чему учат. Они громоздят ношу на ношу и взваливают их на плечи людей, а сами и палец о палец не ударят. Они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях, а люди звали их: "Учитель". А вас пусть не зовут "учитель", потому что вы все братья друг другу и у вас один лишь Учитель — Христос. И "отцом" никого на земле не зовите — у вас лишь один Небесный Отец. А кто из вас самый главный, пусть будет слугой вам. Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, тот возвысится». И сказав это, продолжил: "Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы запираете от людей Царство Небесное и сами не входите, и тех, кто хочет войти, не впускаете. Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы пересекаете моря и сушу, чтобы добыть одного обращенного, а обратив, делаете из него человека вдвое больше достойного ада, чем сами. Горе вам, слепые поводыри!".
Если же делами и жизнью церкви соблазняется христианин, то ему надо помнить, что церковь — его церковь! В крещении каждый признал одного Господина над собой и поклонился только Ему. Это — Иисус. И если Иисус — его Бог, то и Церковь Им созданная — его! Структуры, формы подчинения, иерархия — это хоть и неотъемлемая, но не более чем инструментальная сторона жизни. И если всё это не согласуется с главным, с Евангелием, с верой во Христа, то он обязан сказать, что помнит, что не забыл, что знает, какой Церковь и её священнослужители должны быть.
В силах каждого христианина и в его ответственности напомнить себе и всем слова Господа Иисуса Христа: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». И ещё: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
Если открыть последние главы любого евангелия, хоть на каком-нибудь сайте, то мы поймём, что именно эти дни, последние дни перед Пасхой, лучше всего говорят нам, что же значит «послужить и отдать душу», что значит «иметь любовь». Для меня они говорят и о том, какой же призвана быть церковь, чтобы не зря умер Христос.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Время проверить веру. Как правильно отмечать Рождество?
До и после Пасхи. Понять смысл праздников
Вербное воскресенье: зачем перед Пасхой освящают веточки вербы?
Митрополит Павел: «Не распинайте того, кто делает вас цельными»
За колючей проволокой. Как встретил Рождество родной город Иисуса Христа
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть