5633

Юлия Тельтевская: Почему в Беларуси не понимают современное искусство?

№ 13 от 27 марта 2013 года 27/03/2013

Да если бы еще писала о знакомых вещах - о «балете там каком-нибудь» или премьере антрепризного проекта… Ан нет. Я предлагаю поговорить о проблемах пластического театра в Беларуси. «На кой?» - уже звучит в воздухе предсказуемый вопрос…

Постараюсь без долгих преамбул. Никак не могу понять: почему во многих странах есть массовый интерес к современному искусству, в том числе к пластическому, танцевальному театру, когда открываются специальные факультеты в творческих вузах, выделяются гранты на поддержку артистов, проводятся фестивали, в которых престижно участвовать… В Беларуси тоже есть энтузиасты, старающиеся пропагандировать contemporary dance и пластический театр, но  на родине их понимают и принимают далеко не всегда. Почему? Может, попробуем найти ответы на вопросы: что представляет собой белорусский современный пластический театр? В чем его особенности? Каковы перспективы развития?

01_ulanovskayaБалетный критик, исследователь современного танца Светлана УЛАНОВСКАЯ считает: пластический театр в Беларуси - это искусство одиночек, искусство периферии по сравнению с тем, что происходит в официальной культуре.

- У нас история пластического и танцевального театра началась в 80-х годах. Первым белорусским танцтеатром стал фолк-модерн-театр Ларисы Симакович «Госьціца». В 90-е стали появляться другие коллективы, например, «Галерея» в Гродно. В Беларуси не было своих Нижинских, Лопуховых и Голейзовских – это создатели новой танцевальной традиции в российском хореографическом искусстве, и современный танец у нас стал развиваться почти на столетие позже, чем за рубежом. Поэтому белорусские хореографы "впрыгивали в уходящий поезд". К сожалению, в работах многих пластических театров я сегодня вижу либо необразованность хореографа-постановщика, либо высокую образованность и знание современной лексики - но это часто превращается в копирование культовых фигур, таких как Пина Бауш и другие…

 

Лучше больше?

01_inozemtcevСрез белорусских пластических театров, за исключением нескольких коллективов, недавно можно было увидеть на Первом открытом форуме пластических и танцевальных театров «ПлаSтформа-Минск-2013». Спасибо уникальному человеку - режиссеру, художественному руководителю театра «InZhest» Вячеславу Иноземцеву, организовавшему форум на голом энтузиазме, без какой-либо поддержки. «Меня спросили в Министерстве культуры: «Вы хотите делать фестиваль любительских или профессиональных театров? - рассказывает Вячеслав ИНОЗЕМЦЕВ. - А как понять: кто профессионалы, а кто любители? «InZhest»  - народный театр Дома культуры «Интеграла», но на международных фестивалях мы получаем Гран-при… Я просто хочу делать фестиваль пластических театров. Правда, нам сказали: в Витебске уже есть один фестиваль современного танца, второй нам не нужен».

Польский историк, критик современного танца, член основного совета Института музыки и танца Анна КРУЛИЦА убеждена: отсутствие альтернативы - это очень плохо, необходим диалог.

- В Польше долгое время современный танец существовал без государственной поддержки, не хватало инфраструктуры, но уровень коллективов и артистов был достойный - профессиональный, - рассказывает Анна Крулица. - Перелом начался после 1989 года, когда и для Польши открылся «железный занавес». Сегодня у современного танца есть серьезная государственная поддержка, Министерством культуры в 2009 году был основан Институт музыки и танца в Варшаве, кроме того можно получить образование на отделении «Актер театра танца» в Государственном высшем актерском училище в Бытоме, где преподают известные мастера из разных стран. Почти в каждом крупном городе проводятся фестивали. Важную работу проводит Дом танца в Познани: с 2004 г. в рамках программы «Новый танец» постоянно проходят мастер-классы, просмотры польских и зарубежных спектаклей, а у начинающих хореографов есть возможность реализовать свои проекты.

Без государственной поддержки у современного танца не будет развития. Ежегодно государство выделяет деньги в рамках программы «Театр и танец», причем часть средств предусмотрена для современного танца: классический балет имеет сильную, развитую инфраструктуру и бюджет на постоянную деятельность, поэтому в первую очередь в Польше поддерживают независимые коллективы, артистов, фестивали, предлагая финансирование и через другие программы. Хотя нет предела совершенству: мы видим еще немало возможностей для повышения уровня искусства танца и улучшения положения артистов.

Найти учителя

Кстати, если в белорусских творческих вузах современному танцу не обучают, как можно восполнить пробелы в образовании? Тем более, как сказала выше Светлана Улановская, и с ней был солидарен актер и режиссер «Teatrа Formy» (Вроцлав, Польша) Юзеф МАРКОЦКИ, который тактично отозвался о некоторых спектаклях «ПлаSтформы»:

- Уровень был разный: что-то мне понравилось, что-то нет. Но смотреть нужно не только хорошие, а и плохие спектакли, чтобы понимать, как не надо делать.

По окончании форума состоялась дискуссия, на которой звучали разные смелые идеи: консолидироваться, собрать подписи, создать центр пластического и танцевального театра… Но кто готов всем этим заниматься, не потонут ли благие намерения в потоке слов? Актриса буто (современного японского танца), ученица Вячеслава Иноземцева, ныне живущая в Швеции, Ирина АНУФРИЕВА посоветовала:

01_anufrieva- Не ждите, что все случится самой собой, что кто-то придет и откроет центр или школу. Если бы в 80-х годах Вячеслав Иванович ждал, что его кто-то поддержит, поможет организовать свой центр, он не стал бы той творческой единицей и не сделал бы всего того, что есть в его биографии.

Я в раннем возрасте поняла, что хочу работать со сценическим пространством, долго искала форму, пока не увидела спектакль «Елка У» театра «InZhest». И я поняла: вот мастер, у которого я хочу учиться. Поэтому не ждите, что вас кто-то рассмотрит, позовет. Ученик должен сам найти учителя.

А по мнению Анны Крулицы, может, белорусам и не нужно сильно ориентироваться на Европу, стараясь подражать:

- Не обязательно все должны основываться в своих работах на знании творчества великих хореографов… Можно выбрать авангардный путь. В каждой стране хореографы думают по-разному, и каждая страна может создать свою уникальную пластику танца. Хотя, конечно, важно разбираться в том, что происходит на мировой сцене, развивать вкус, смотря шедевры современного танца и посещать фестивали.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно