2646

Неравные условия. Почему независимому театру сложно пробиться к зрителю

№ 39 от 22 сентября 2015 года 22/09/2015

 

С 29 сентября по 23 октября в Минске пройдет V Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ». Организаторы форума - Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» и ОАО «Белгаз-промбанк» при поддержке Министерства культуры Беларуси. Генеральный партнер - ОАО «Газпром Трансгаз Беларусь».

Форум «ТЕАРТ» экспериментирует с формами, пробует создавать проекты в кооперации с действующими театрами, открывает зрителю новые форматы, такие как, например, документальный театр. Эксперименты оформились в отдельную полноценную белорусскую программу «Belarus Open», и в нынешнем году зрители увидят в белорусской программе рекордное за пять лет проведения форума количество спектаклей - 13.

«Мы хотим видеть белорусский театр частью международного театрального процесса, поэтому в течение года проводим огромную работу по отбору спектаклей для «ТЕАРТа» во всем мире, - отметила директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелика КРАШЕВСКАЯ на круглом столе «Как «ТЕАРТ» влияет на образ белорусского театра?». - Мы проводим форум не для навешивания ярлыков «хорошо» и «плохо», а для демонстрации белорусскому зрителю разнообразия возможностей современного театрального искусства, а значит, для предоставления возможности выбора и формирования вкуса. Это можно сделать, только показывая настоящий театр: разный, профессиональный, интересный».

Репутация театра

Профессор кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, доктор филологических наук Татьяна ОРЛОВА убеждена: театральному сообществу необходимо знать, что происходит в мире, иначе оно будет вариться в собственном соку. «Главное, что делает «ТЕАРТ», - продвигает белорусский театр, а именно - тех людей и те постановки, которые у нас не признаны официально, - сказала критик. - Белорусский государственный, репертуарный театр - это закрытая система, которая не пускает в свои стены что-то «непроверенное». Вместе с тем уже не первый год в Беларуси существует другой, движущийся вперед театр, ростки которого мы видим именно в белорусской программе «ТЕАРТа». Например, уже 35 лет существует роскошный театр «ИнЖест», созданный Вячеславом Иноземцевым. Много лет бьется Евгений Корняг, создавший свой театр… Есть спектакли, которые не стыдно показывать, но к массовому зрителю их не пускают. Неужели нельзя найти место, чтобы они могли работать на родине и им бы не приходилось уезжать за границу? Они бы и рады работать здесь, фактически без денег, но таких возможностей, кроме «ТЕАРТа», им больше никто не предоставляет».

Где деньги?

МНЕНИЕ

Драматург, режиссер Андрей КУРЕЙЧИК главную проблему белорусского театра видит в «систематической эстетической и тематической трусости и боязни привлечь новых людей». «Почему у нас так мало смелых интересных постановок? - задается вопросом Андрей Курейчик. - А «ТЕАРТ» привозит необычный, неожиданный, яркий театр, и это свежее дыхание позволяет зрителям и театральному сообществу увидеть, что может быть по-другому, чем на наших традиционных сценах, и ничего «страшного» в этом нет».

Художественный руководитель Белорусского государственного театра кукол Алексей ЛЕЛЯВСКИЙ дополнил сказанное Татьяной Орловой: «Давайте называть вещи своими именами: будем говорить не о репертуарном и проектном театрах, а о том, что есть театры, которые официальные власти финансово поддерживают или не поддерживают по каким-то причинам».

Консультант отдела профессионального искусства управления искусств Министерства культуры РБ Виктория КУКСЕНКОВА на это ответила: «Репертуарные театры получают финансовую поддержку по определенному порядку в соответствии с законодательством. Тем не менее Минкультуры имеет право финансировать любой проект - закон этого не запрещает. Естественно, если есть гарантия, что получится интересный культурный продукт (например, из частных проектов Минкультуры поддерживало Современный художественный театр), мы готовы рассматривать предложения. Правда, не всегда они есть, а иногда даже при их наличии у нас нет финансовых возможностей. Что касается «ТЕАРТа», то сначала форум проходил только при спонсорской поддержке, впоследствии Минкультуры частично подключилось финансово, впоследствии организационно, и вполне вероятно, что со временем «ТЕАРТ» будет поддерживаться на более широком и глубоком уровнях».

Вячеслав ИНОЗЕМЦЕВ, руководитель театра «ИнЖест», который уже 35 лет работает «вопреки», не просит денег на свое детище. «Во всем мире есть разделение на репертуарный и независимый театры, но, наверное, должны быть равные стартовые возможности для всех, - считает Вячеслав Иноземцев. - Первое, что бы я сделал, - отменил пресловутое гастрольное удостоверение, потому что мне приходится заниматься прокатом собственных спектаклей, а это подобно крепостному праву. И у театра должен быть свой дом, у независимого театра - независимый дом, куда бы в том числе могла приходить учиться молодежь».

Анжелика Крашевская тоже коснулась темы неравных условий, в которых находятся государственные и независимые творческие коллективы: «Действительно, есть белорусские спектакли, для показа которых мы должны получать гастрольные удостоверения, но это некий формат цензуры, вызванный обеспокоенностью городских властей: можно ли это показывать аудитории? Наверное, когда правила игры для всех будут одинаковыми, тогда и будет толк. А когда у одних привилегия, а другие в рабстве, у одних есть возможность достучаться, у других - нет, то о чем можно говорить? Кроме того, очень важно наладить двусторонний диалог с госструктурами, потому что люди не знают, куда двигаться, где можно воплотить талантливые проекты».

Предложение

Председатель правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктор БАБАРИКО:

- В Беларуси ратуют за государственно-частное партнерство, поэтому, например, если Минкультуры выйдет с инициативой и выделит в центре здание площадью 4 тыс. м2 (можно без ремонта), то наш банк сделает ремонт в этом здании, и в нем смогут разместиться два проекта: «ТЕАРТ» и хорошая коллекция произведений искусства. Как я понимаю, это и есть государственно-частное партнерство.

39-25-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно