4202

Публике надо дать попробовать то, чего она не знает

№ 45 от 6 ноября 2013 года 06/11/2013

 

«АиФ» уже писал о том, что в Беларуси есть виды искусства, которые не сильно востребованы на родине, но почему-то интересны за рубежом. У нас не так много коллективов, работающих в области театра движения и современного танца, но практически все они постоянно гастролируют за границей, а хореографов приглашают проводить мастер-классы в соседнюю Польшу и другие страны.

Интерес к творчеству белорусских коллег настолько велик, что польская сторона стала инициатором проведения в Люблине Белорусского форума пластических танцтеатров «ПлаSтформа», который, напомним, впервые прошел в феврале текущего года в Минске.

richardИдея пригласить белорусских танцоров в Польшу принадлежала Ричарду КАЛИНОВСКОМУ, хореографу, руководителю Люблинского театра танца, выступления которого можно было увидеть два года назад в Минске на форуме «ТЕАРТ»:

- К сожалению, дела не позволили нам приехать на «ПлаSтформу» в Беларусь в начале года, но я услышал много положительных отзывов о форуме от известного танцевального критика Анны Крулицы. Так как Люблин готовился к проведению международного конгресса «Восток культуры» и фестиваля «Интеграции-Медиации», мы подумали: почему бы не познакомить гостей из разных стран с творчеством белорусских танцевальных коллективов «ИнЖест», «Quadro Dance Theatre», «SKVO`s Dance Company», «Gallery Dance Theatre» и не пригласить на мастер-классы хореографов Виктории Балцер, Ольги Скворцовой, Инны Асламовой, Александра Тебенкова?

Более того, на форум были приглашены критики, директоры фестивалей, продюсеры для знакомства с белорусами, налаживания контактов и дальнейшего сотрудничества. Член программного совета конгресса, профессор, директор Академии искусств в Тбилиси Леван ХЕТАГУРИ назвал эту идею замечательной:

- Сегодня все ценят время, никто не поедет специально сначала в один театр, потом в другой, поэтому возможность сконцентрированно, в одном месте увидеть много спектаклей очень ценна. Например, мне очень понравился спектакль «Come and go» по мотивам пьесы Беккета, показанный «Gallery Dance Theatre». Я очень хорошо знаю это произведение, видел много постановок: белорусы сделали интересную интерпретацию сочетания текста и пластического театра…

Однозначно какой-нибудь из спектаклей я рекомендую для показа на танцевальном фестивале в Грузии. Насколько мне известно, о белорусском театре танца там не имеют представления.

Продакшн-менеджер из Праги Барбара ГАЛЛОВА призналась:

- Мне известна такая форма сотрудничества, когда артистов или коллективы приглашают выступить на каком-то фестивале, но привезти в Польшу целый форум и таким образом оказать поддержку искусству другой страны - такого я никогда раньше не видела!

Свою задачу как продакшн-менедежер я выполнила: познакомилась с белорусскими артистами. Надеюсь, мы сможем осуществить ряд совместных проектов.

Казалось бы, чем еще можно удивить директора танцевального фестиваля «Zawirowania»из Варшавы Влодека КАЧКОВСКОГО? Тем более пан Влодек не раз бывал на фестивале современной хореографии в Витебске и имеет представление о белорусском театре танца…

- Мне интересно искать новые идеи, новые формы самовыражения. Здесь я увидел очень интересное сценическое решение в спектакле «Ночного поезда нет». «Quadro Dance Theatre» использовали танец, музыку, песню для создания перфоманса и вовлекали в действо зрителей. Это было необычно.

В Беларуси, насколько я знаю, в этом направлении делаются первые шаги, и для вашей страны, для искусства танца очень важно, чтобы альтернативная точка зрения имела право на существование.

Три дня на выступлениях белорусов негде было яблоку упасть. Ричард Калиновский признался: «Поляки обычно голосуют ногами - если не нравится, уходят не стесняясь, и такое бывает довольно часто. А спектакли, которые были показаны на «ПлаSтформе», никого не оставили равнодушными».

«Quadro Dance Theatre» и «Gallery Dance Theatre» уже знакомы люблинской публике: коллективы неоднократно принимали участие в международном фестивале Театра танца в Люблине, а «SKVO`s Dance Company» под руководством Ольги Скворцовой для многих стал открытием. В одном из местных изданий после спектакля «Декаданс. Диалоги» появилась рецензия. «…Первое впечатление очень важно, и оно было очень хорошим, - пишет автор. - В хореографии коллектива гармонично переплелись балет и современный танец в прекрасном западноевропейском исполнении. Танцовщицы показали высокий технический уровень и искусство сценического диалогаСам спектакль способен преодолеть невидимый барьер между исполнителями и публикой…»

Несмотря на то что в Люблине «SKVO`s Dance Company» выступали впервые, в других городах, например, Белостоке, у коллектива сформировался круг почитателей, которые хотят танцевать по-«сквосовски» и приглашают Ольгу Скворцову с мастер-классами.

«SKVO`s Dance Company» - во многом уникальный коллектив. Как рассказала «АиФ» Ольга СКВОРЦОВА, поскольку в Беларуси институт менеджмента современного искусства не развит, приходится всячески выкручиваться:

- Я пропагандирую европейскую форму сосуществования в команде, когда, помимо творческой составляющей, у каждого есть еще какие-то обязанности. Например, Лера Хрипач взяла на себя функции директора коллектива.

- Ваш коллектив необычен еще и потому, что у вас танцуют непрофессиональные исполнители.

- Еще когда я была участницей коллектива «Д.О.С.К.И.», существовала студия, где занимались любители современного танца. Когда я решила развиваться самостоятельно, обратила внимание на участников студии и подумала: «Почему бы нет?» Самостоятельные, умные, способные воспроизводить идею даже честнее и точнее, чем люди, которые называют себя профессиональными танцовщиками...

Немного об истории белорусского танца движения. Из лекции Александра ТЕБЕНКОВА, «Gallery Dance Theatre» (Гродно):

- После падения «железного занавеса» на постсоветском пространстве, где изучали только классический, народный, частично эстрадный танец, мы вдруг узнали, что не существует рамок для выражения самого себя через движение. Что творец имеет право на полную свободу действий для реализации любых своих идей.

Наш театр стал выезжать на фестивали, принимать участие в школах танца, например, в Познани, куда приезжало очень много интересных педагогов. Конечно, все это стоило денег, и нам приходилось на чем-то экономить, чтобы за год собрать сумму, позволяющую летом выехать на две недели в танцевальную школу.

…В нашем родном городе Гродно, несмотря на то что у «Gallery Dance Theatre» есть своя публика, которая ждет наших выступлений, такие спектакли до сих пор воспринимаются как экзотика, что-то не совсем обычное. Жаль, что многого, что сегодня происходит в мире в театре не только танца, но и драматическом, мы не видим на белорусских сценах. Там сохраняется эстетика 80-х годов, но ведь время не стоит на месте!

Вы можете сказать: может, в Беларуси не востребован современный танец! Это как у Жванецкого: «Вдруг я устрицы люблю! Дайте попробовать!» Дайте возможность познакомить публику с новыми тенденциями в мировом театре. А как иначе можно подготовить публику к тому, о чем она не знает? Опыт приходит только через познание...

Несмотря ни на что, я считаю, что будущее за современным искусством, как бы тяжело ни прокладывало оно себе дорогу - через ломку стереотипов и устоявшихся форм. Надеюсь, что мы все-таки не всегда будем существовать вчерашним днем…

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно